«Не важно, сколько лет вашим кедам, если вы гуляете в них по Парижу». Так вот, моим кедам было два года, мне едва исполнилось девятнадцать, и нас ждал месяц путешествий по Франции. То ли в силу характера, то ли просто из-за некоторой занудности я предпочитаю быть ко всему подготовленной и не люблю всяческих неожиданностей в путешествиях. Вооружившись очками и литром кофе, я уселась бороздить просторы сети на предмет информации о железной дороге Франции, ведь долго задерживаться на одном месте я не собиралась. Спустя тридцать минут усиленного просмотра различных сайтов очки мои сползли на нос, кофе остыл, выражение лица было как на экзамене по философии, когда я увидела свой билет, а в голове крутился один вопрос: «Чаво?».
А непонятным было всё — никакой полезной информации, на одном сайте поезда описывались по одному, на следующем сайте им уже приписывали другие, почти что фантастические способности, с тарифами полный мрак, а о том, чтобы понять, как покупать билеты через официальный сайт французских железных дорог, можно было и забыть. Поэтому познавать все хитросплетения пришлось уже на месте. С моей первой поездки прошло много лет, а ситуация с информацией в сети не очень то изменилась. «Много, да дурного», – как говорит моя бабушка. Поэтому устраивайтесь поудобнее, берите кофеек, и поехали бороздить просторы железных дорог Франции!
Если в двух словах, то она современная и скоростная. А еще не очень дешевая, так как билеты на некоторых маршрутах могут обойтись в кругленькую сумму. Под попечительством главной железнодорожной компании Франции – SNCF – есть самые различные виды составов:
И за каждым видов поездов закреплено индивидуальное название, которое нечего не говорит туристу, услышавшем о нем впервые. Допустим, купили вы билет на поезд Teoz, но совершенно не ясно, что из себя этот поезд представляет: скоростной ли он, насколько комфортный, какой в нем уровень обслуживания? Для того, чтобы во время путешествия во Франции на поезде вы были во всеоружии в отношении видов поездов, я расскажу об основных их категориях.
Классифицировать этот вид транспорта довольно просто. Есть поезда, которые совершают перевозки внутри страны, к ним можно отнести следующие виды состав:
Поезда, которые совершают международные перевозки, к ним относятся следующие виды высокоскоростных поездов:
В свою очередь отдельные виды поездов имеют еще и подвиды. О некоторых из них я расскажу вам детально, а другие упущу из виду, так как они не слишком популярны среди туристов или имеют сильное сходство с другими составами.
Вагоны поездов разделены на первый и второй класс.
Преимущества поездки в первом классе путешественник ощущает, уже переступив порог железнодорожного вокзала. Для пассажиров первого класса отведена специальная билетная стойка, а значит можно избежать очередей за билетами. Также на платформах работает по будням приветственная служба, которая поможет с посадкой в поезд и ответит на интересующие вопросы. Еще на вокзале таких больших городов, как Париж, Нант, Страсбург, Лилль, Бордо, Лион, Ренн и Марсель для владельцев билетов первого класса предусмотрен доступ в комфортный зал ожидания «Гранд Вояжёр». В первом классе кресла размещены по схеме «2 + 1».
Места ультракомфортные, есть подлокотники и подставка для ног. Рядом с сидением имеются розетки, так что сможете подключить к ней свой смартфон, ноутбук или кипятильник. В первом классе поезда TGV помимо общего освещения есть еще и персональные лампочки возле каждого сидения. Как бонус, пассажиры могут почитать бесплатную прессу. На некоторых маршрутах по будням в определенные часы к месту будут доставление холодные закуски, рассчитаться за которые можно прямо на борту поезда. Wi-Fi платный, – примерно 5 € за час. Так что скачивайте фильмы на свои гаджеты заранее, так сэкономите себе денег на чашку вкусного кофе по приезде.
Багаж хранится в отдельном отсеке. Однако, его никто не охраняет, так что лучше чемодан закрыть на замок и не оставлять в нем ценные вещи. Везите их в ручной клади, ведь ее можно положить на полку над вашим местом и постоянно держать в поле своего зрения.
В каждом вагоне есть туалеты. Если горит красная лампочка, значит там занято и нужно немного подождать. Также сверху над дверями вы можете увидеть разнообразные пиктограммы, которые помогут вам в поезде найти тот или иной сервис.
Также поезда могут быть двухэтажными. Нужно помнить, что вагоны даже в одном поезде могут значительно друг от друга отличаться.
Что касается второго класса, то на самом сайте французской железной дороги говорится, что он предусмотрен для простого, комфортабельного и дружественного общения. Никаких изысков ждать не стоит. Однако, для путешественников предоставлены чистые, комфортные и светлые вагоны. На некоторых маршрутах ест платный Wi-Fi, стоимость его примерно такая же, как и в первом классе. Схема рассадки пассажиров «2 + 2».
Вы такой же любитель сэкономить, как и я? Тогда поезд iDTGV по нашей части. Я бы с чистой совестью назвала его поездом лоу-костером. На данный момент билеты на него можно купить только на сайте французской железной дороги, а как это сделать, я расскажу немного позднее. На этом же сайте указаны направления, по которым будет курсировать поезд. Вагоны в нем разделены на классы:
Когда я ехала в вагоне idzen, перед началом путешествия в него зашел проводник и гаркнул своим могучим голосом о том, что это тихий вагон и нужно соблюдать тишину. И все – штиль! Недостатком поездки в таких поездах я бы назвала ограничение по багажу – можно взять только две сумки: ручную кладь и чемодан. А в остальном поезд как поезд, внешне мало чем отличается от стандартных TGV.
Этакая французская лоукост-новинка. Маршрутов, которые обслуживает этот поезд, пока маловато. Прилагаю карту с основными направлениями, по которым курсирует Ouigo.
В этом поезде нет деления на классы. Кресла располагаются по схеме «2 + 2». При поездке нужно учитывать ограничения на провоз багажа – один чемодан и ручная кладь. Пользоваться розетками можно, но только уплатив 2 €.
Какое-либо питание здесь не представлено. Несомненным плюсом такого варианта является низкая цена, всего от 10 €. Билет можно купить только онлайн.
Помимо поездов компании SNCF еще принадлежит целый парк автобусов. Наверное, вы уже успели подумать, а каким боком здесь автобус? Начала Яро за здравие, а закончила за упокой? А не все так просто. Мой рассказ о железной дороге Франции был бы неполным без рассказа о OUIBUS.
Эти автобусы — хорошая альтернатива поездам, так как дублируют рейсы некоторых из них или же полностью заменяют поезда на отдельных маршрутах. Вот так вот SNCF всесторонне беспокоится за своих клиентов. Не выходит уехать на поезде? Добро пожаловать на борт автобуса! Перевозят OUIBUS по всей Франции, а также в другие страны Европы. Особенностью является низкая стоимость билетов по сравнению с поездом. Поездка по стране обойдется в сумму от 5 € , а билеты в другие страны от 15 €, согласитесь, цифры заманчивые? Однако, едут автобусы намного медленнее. К примеру, на преодоление участка в 350 километров выделяется целых 5 часов.
Некоторые маршруты OUIBUS:Автобусы комфортные – чистый салон, удобные сиденья, Wi-Fi, вежливый персонал, который, кстати, в 80 % совершенно не «спикает» по-английски. По пути делается одна длительная остановка минут на 25, дабы можно было немного размять ноги, перекусить и сбегать в туалет.
Провоз багажа – один чемодан и ручная кладь. Перевозка второго чемодана платная, и эту услугу нужно регистрировать заранее. Купить билеты можно на сайте SNCF или в кассе.
Аббревиатура TER расшифровывается как Transport express rеgional. Обслуживают такие поезда региональные маршруты. В то время как пресловутые TGV связывают большие города, TER обслуживают маршруты между различных департаментов, маленьких городв и даже деревень. Вот пример нескольких маршрутов TER:
Если поезд региональный, это совсем не значит, что он плетется как черепаха. Ездят составы данной категории со скоростью около 130 км/ч.
Есть два типа поездов: с делением на классы и без него.
Если говорить о втором классе поездов TER, то складывается ощущение, что конструировали вагоны инженеры и дизайнеры каждый раз другие, не придерживаясь каких-то общих положений, ведь дизайн, а также количество сидений одного вагона поезда может существенно отличаться от вагона поезда на другом маршруте или даже от соседнего. Однако, чтобы вы ориентировались, замечу, что чаще всего во втором классе есть купе на шесть человек (по три человека в ряду), оно отделено от прохода стеклянной дверью.
Также еще одним вариантом посадки пассажиров является расположение кресел «2 + 2» как парами друг за другом, так и парами друг напротив друга (разделяет их в таком случае миниатюрный столик).
Как дело обстоит с розетками? Тут раз на раз не приходится, в одном вагоне их может быть как несколько на всех пассажиров, так и возле каждого сидения.
Среди поездов TER тоже есть двухэтажные составы. Если у вас крупный багаж, то лучше сесть на первом этаже — там и места для багажа больше, и есть специальные крючки, на которые можно подвесить ваш велосипед.
Туалеты в поездах удобные и чистые.
Вот я в своем рассказе добралась и до первого класса. Иногда первый класс — это отдельный вагон, а иногда он находится вот так, всего лишь за стеклянной дверью.
Как видите, особой-то разницы между первым и вторым классом нет. Кресла располагаются по схеме «2 + 2» или «2 + 1» в зависимости от вагонов. Правда, места все-таки больше, и пространство между креслами тоже пошлире, да и розетки присутствуют возле каждого сидения.
Bombardier – это бесклассовый поезд, относящийся к категории TER. Схема размещения кресел в вагонах «2 + 2». Возле некоторых сидений есть столики. Изюминкой этого поезда являются огромные панорамные окна. Правда, когда он несется со скоростью 200 км/ч, не особо что и рассмотришь в них.
Дизайн можно назвать футуристическим, – сплошь стекло и металл. Вероятно, создатели хотели сделать салон поезда Bombardier чем-то похожим на салон космического корабля, но как по мне, не сложилось.
Являются междугородними экспрессами. Есть целая куча подвидов и ответвлений этих поездов с собственными названиями, но по сути путешественнику они не нужны, так как особой принципиальной разницы в них нет. Отправляются они в десятки городов Франции, к примеру:
Возможно, о некоторых городах вы и не слышали, а эти поезда туда ездят. Максимальная скорость составляет 160 или 200 км/ч в зависимости от типа состава. Есть более старые модели, есть новые, которые ездят на порядок быстрее. В поезде вагоны разделены на два класса: в первом рассадка пассажиров по схеме «1 + 2», во втором «2 + 2». Однако, в различных моделях поезда варианты рассадки могут меняться.
Чтобы долго не разглагольствовать об этом поезде, скажу одну фразу, которая все поставит на свои места – пригородная электричка. Обслуживает регион Иль де Франс. «Припарижье» иными словами. Далеко на ней не уедешь, но изучить окрестности города можно вполне качественно.
Вагоны электрички, конечно, супер комфортными не назовешь, но все довольно чисто и удобно, – потрясений от поездки ждать не стоит. В большинстве случаев, схема рассадки пассажиров «2 + 2».
Еще один довольно комфортный вид поездов, на которых Францию можно объездить, фактически, вдоль и поперек. Они скоростные, но все-таки немного уступают TGV. Вот несколько вариантов популярных маршрутов, которые обслуживают поезда Intercitеs:
Несомненным плюсом Intercitеs является то, что цены на проезд в них более демократичные, чем на TGV. Есть ночные и дневные поезда.
Делятся они, соответственно, на первый и второй класс. Очень это похоже на аналогичные классы в поездах TGV, но с некоторыми изменениями в дизайне. И розетки есть, и покушать вам принесут — все в ажуре! В ночных поездах первый класс представлен купе, в которых путешествуют 4 пассажира, – по две полки, разделенные столиком, а также второй класс, купе которого рассчитано на шесть пассажиров, – три полки разделенные столиком. Туалет и умывальник есть в каждом вагоне. Все довольно чисто и опрятно.
Это ночные поезд, соединяющий различные уголки Франции. Ездят поезда Lunea, к примеру, по таким маршрутам:
Вагоны разделены на три класса. В третьем установлены совершенно неудобные раскладные кресла. И когда мой сосед спереди разложил свое, мои не претендующие на модельную длину ноги уже было некуда деть. В вагонах есть кондиционеры и место для багажа, которого мало, честно говоря. Туалет один на вагон.
Во втором классе в купе шесть полок. Честно говоря, для меня это слишком жестоко – спать в три этажа, так и до клаустрофобии не далеко. Купе могут быть мужскими и женскими. У меня подруга как-то ехала в женском купе, рассчитывала на то, что храпа не будет слышно. Где там! Еще долго она, прикладывая руки к сердцу, рассказывала о том, как такие миниатюрные женщины могут храпеть не в чем не уступая трактористу Ваське, отдыхающему на сеновале.
Первый класс комфортнее предыдущих своих собратьев. Вот тут ожидает стандартная «РЖДсовская» купешка с уклоном на современность. Четыре полки: две верхних, две нижних, столик, окошко, – все как на родине, только не такое обшарпанное. Места для багажа стандартные, под нижними полками и над дверью.
Если вы также трудно расстаетесь со своим автомобилем, как я с яблочными штруделями на витрине кондитерских, то к вашим услугам поезд Auto-Train, который доставит машину на вокзал города, который вы хотите посетить. На данный момент такая возможность доступна не на всех маршрутах, но, к примеру, поехав в этих направлениях, вы сможете путешествовать со своим авто:
Это, естественно, не весь список маршрутов, на которых работает Auto-Train. Для использования услуги перевозки автомобилей по железной дороге вам нужно предварительно убедиться, что на вашего железного коня она распространяется. Транспортируют легковушки и мотоциклы, а вот если вы решите везти грузовик, это может вызвать легкое недоумение у работников вокзала. Далее необходимо доставить транспортное средство на вокзал, перепоручив его в заботливые руки служащих, и махнуть рукой автомобилю на прощание со словами: «Гудбай май лав, гудбай!» А самому направиться в свой вагон, по приезде в конечную точку автомобиль уже будет вас ждать.
Стоимость такой услуги составляет порядка 120 €. За себя вы оплачиваете стандартную стоимость билета, которая зависит от направления.
Поезда компании Thalys соединяют столицу Франции со следующими городами:
Максимальная скорость этого поезда составляет 300 км/ч. Расстановка кресел в вагонах аналогична TGV. Есть некоторые отличия в классах в зависимости от обслуживания. Помимо всего, что предложено в первом классе поезда TGV, в Thalys можно заказать завтрак, перекус, обед или ужин, к тому же есть вегетарианское меню. Стоимость еды включена в билет. Чтобы перекусить, можно отправиться в вагон-ресторан и поесть там, или вам доставят еду прямо до кресла.
Также предоставлена услуга заказа такси от вокзалов Парижа и Брюсселя. Проводник вызовет машину за тридцать минут до прибытия.
Во втором классе кресла по комфорту аналогичные креслам из первого класса. Интернет платный.
Это те же поезда TGV, но они совершают перевозки из Парижа до Швейцарии. Вот несколько популярных маршрутов, которые они обслуживают:
Вагоны поездов TGV LYRIA состоят из двух классов. В втором классе кресла идут друг напротив друга парами, их разделяет стол. В вагонах есть автоматы для покупки еды или же напитков. Если хотите подкрепиться поосновательней, то можете совершить вояж до вагона-ресторана и пополнить запасы калорий вкусной едой.
Также, в поездах установлена специальная система, которая противодействует краже багажа. Лично меня они не убеждают и фотик, деньги, «золото-брыльянты» я держу при себе. Первый класс включает в себя удобства второго и имеет еще ряд дополнительных услуг:
В первом классе предоставлено два варианта посадки пассажиров:
Являются владением одноименной железнодорожной компании, которая совершает перевозки по Европе и частично по территории Франции, соединяя ее также и с другими странами. Маршруты, на которых курсирует поезда Eurostar:
Останавливаться на «внутреннем мире» поезда, классах и расстановке кресел не буду, все это аналогично поезду TGV, только вот составы Eurostar более удлиненные и технически приспособленные к проезду в тоннелях.
Поезда Artesia связывают Францию и Италию. Популярные маршруты:
Поезда есть как дневные, так и ночные. В дневных посадка стандартная: во втором классе по схеме «2 + 2», в первом – «2 + 1». Ништяки в виде кондиционера, автоматов для еды, а в первом классе и персональных ламп, раскладывающихся кресел и розеток включены. Спальные вагоны разделены на купе, в которых путешествует шесть или четыре человека. Также можно ехать особняком в купе или в компании двух-трех человек. Однако, о наличии таких мест в поезде нужно уточнить заблаговременно. Честно говоря, на ночном поезде до Италии путешествовать не удавалось, поэтому о разделении купе на мужские и женские сказать не могу, но вероятнее всего, оно есть, хотя лучше уточнить этот момент при покупке билета.
Читали Кингу «Убийство в восточном экспрессе»? Хотите окунуться в ту чарующую атмосферу с современным уклоном и без трагического происшествия? Тогда вам на борт состава Elipsos – роскошного поезда-отеля. Elipsos – детище французской и испанской железных дорог. Основные маршруты поезда:
Эти поезда имеют персональные названия. Мне вот довелось ехать на поезде «Жоан Миро», названного в честь известного сюрреалиста. Я очень люблю ездить на ночных составах, так как это экономит деньги, которые мне бы пришлось выложить за ночевку в отеле, и главное, сохраняется драгоценное дневное время, ведь не всем нравится смотреть мелькающие пейзажи за окном.В поездах есть 4 класса:
В нем вы можете путешествовать, как гордый баобаб, в одиночестве в личном купе (они рассчитаны на одного или двух человек). Также есть туалет, раковина и душ. Подают прессу.
В этом классе предусмотрены двухместные купе для мужчин, женщин или семей. А ведь были и такие дремуче времена, когда вы бы ехали в одном купе, а ваш спутник или спутница за стеночкой или вообще в другом вагоне. Также есть кондиционер и умывальник. Туалет один на вагон.
Счастливые обладатели билетов в этот и предыдущий класс имеют доступ в ВИП-залы ожидания на вокзалах Мадрида и Милана и на бесплатные парковки.
Купе на четырех человек. Мужское или женское. Также формируются купе для семей или людей, едущих вместе и знающих друг друга. Из удобств: кондиционер и пресса. Туалет один на вагон.
Вагон обустроен 20 раскладывающимися креслами. Есть подставка для ног, лампа на случай, если вы для пущей романтики решите не спать и окунуться в чтение детектива, где сюжет закручен на аналогичном путешествии, проходившем много десятилетий назад. Имеется много места для ваших вещей, кондиционер и пресса.
Работает он до двух часов ночи. Кормят вкусно. Днем, вагон как вагон, а вот вечером… Вечером я собралась пойти часов в одиннадцать откушать курицы и соуса, как моя подруга говорит: «Яро, ты бы это, ну платье надела, и на голове что-то поприличнее сделала». Я распустила свою гриву, надела наименее мятое платье и направилась в ресторан. Нет, там не было путешественников в вечерних платьях и смокингах, однако и в спортивных штанах посетителей я не заметила. Все старались выглядеть как можно лучше, наверное, проникнувшись атмосферой ночного путешествия на роскошном поезде.
Разобравшись со всеми премудростями поездов и вагонов, перейду к не менее насущному вопросу – тарифам на билеты.
Если ожидаете, что вас ждет всего несколько видов тарифов, то не тут-то было! На большинство категорий поездов (не всех конечно), распространяются разные специфические вариации. Что не поезд, то новые тарифные правила. С ума сойти можно, если не посвящен во все это дело! Так что будем вникать.
Я расскажу о трех основных тарифах, по которым вам предложат купить билет на фактически любой поезд на сайте железной дороги или в кассе, а также о специальных дополнениях, которые распространяются на некоторые категории поездов. Самыми популярными у туристов являются:
Но обо всем по прядку, начнем со «стандартных тарифов», которые применяются при покупке подавляющего большинства билетов во Франции. Объясню все наглядно. На изображении ниже вы видите часть расписания рейсов по маршруту «Париж – Лилль».
Вверху над ценами обозначены разными цветами тарифами: голубым, синим и фиолетовым. Возможно, эти цвета и называется как-то по-другому, типа аквамарина или фиалкового, но мой глаз видит спектр именно так. В зависимости от тарифа стоимость билета изменяется в большую сторону. Итак, немного о каждом.
В переводе значит «не подлежит обмену». И, собственно, этим все сказано. Ни сдать, ни обменять билет, купленный по такому тарифу, невозможно. Цены зато на такие билеты минимальные.
Здесь билеты уже подлежат обмену, но с определенными условиями. Для того, чтобы узнать эти условия, нужно нажать на стоимость билета, и перед вами откроются все детали. К примеру, на данном маршруте обменять билет можно за тридцать дней до отправления (вернуть билет или сдать), уплатив комиссию в размере 5 €. А вот за день и в день поездки эта сумма возрастет до 15 €. Если вы решите обменять билет на более дорогой, к этой суме просто приплюсуют разницу в стоимости. Сдать или обменять билет невозможно после отправления поезда.
По нему билет можно бесплатно вернуть до дня отправления поезда. Также его можно сдать или обменять без комиссии в течении двух часов после отправления поезда непосредственно на станции отправления.
Вот такие нехитрые тарифы действуют для большинства билетов на поезда во Франции. Теперь перехожу к рассказу о более специфических деталях.
Купить билет на поезд TGVI можно по следующим тарифам:
Рассмотрим каждый более детально.
Подойдет для самых «монолитных» путешественников, которые заблаговременно планируют свои поезки и покупают билеты. По этому тарифу можно купить самые дешевые билеты. Особенности:
Его можно охарактеризовать хорошей ценой и относительной гибкостью. Особенности тарифа Loisir:
Вот это самый подходящий вариант для таких ветреных и непостоянных людей как я – сегодня одно планирую, завтра уже другое. Максимально гибкий тариф, однако цены низкими не назовешь. Особенности:
На поезда есть три основных вида тарифов, они также зависят от вашего возраста. Начну с основных:
Доступен в бизнес классе. Отличается билет, купленный по этому тарифу, просто невероятной гибкостью: его можно сдать или обменять еще в течение двух месяцев после даты отправления поезда. И все без каких-либо комиссий.
Он предназначен для пассажиров первого и второго класса. Билет тоже можно вернуть или обменять в течении двух месяцев после предполагаемой даты поездки, однако нужно заплатить комиссию в размере 40 €.
Путешественники первого и второго класса, купившие билет, по этому тарифу не могут его сдать или обменять. Однако, проезд обойдётся значительно дешевле, чем купленный по Flexi или Semi-flexi.
Да, в поездах то, сколько вам лет, может неплохо сыграть на руку и сэкономить немного денег. Есть следующие тарифы в зависимости от возраста:
Какие же скидки это предполагает? Подробности вы может узнать при покупке билета онлайн, поставив галочку в необходимом окошке с выбором возраста или сообщив его кассиру.
Немного напоминают тарифы на поезда Евростар. Основных три, а ещё есть те, что зависят от возраста. И уже по традиции начну с основных:
Купить билет по такому тарифу можно в первый класс, а там уже ехать и наслаждаться комфортом. Основные характеристики этого тарифа:
Этот тариф сочетает в себе гибкость и сравнительно небольшие цены на билеты. Билет можно:
Этот тариф характеризует минимальная гибкость, но очень привлекательная цена. Особенности:
Также предоставлены два тарифа в зависимости от возраста пассажиров:
Вот, пожалуй, и все хитросплетения, которые нужно знать туристу. Если нужно уточнить, есть ли специальные тарифы на другие категории поездов, это можно сделать в несколько кликов, введя в поисковике название поезда и перейдя на официальную страницу компании-перевозчика.
Вопрос насущный, так как билеты во Франции на поезда дешевыми назвать трудно. Если читали внимательно о тарифах, то думаю, у вас уже появились первые мыслишки на этот счет, а я их постараюсь суммировать и добавит кое-что новое.
Билеты нужно покупать как можно раньше, так вы сможете сэкономить. В день отправления приобретение обойдется вам в 80 €, а купи вы его за, например, три недели, заплатить пришлось бы всего 40 €.
Существенная разница? А то!
Первый или второй класс? Да, конечно, второй, если вам не существенны дополнительные 5 сантиметров между проходами и на 3 сантиметра более широкие кресла. Не увлекайтесь сильно лягушачьими лапками и булочками и вполне себе комфортно прокатитесь в салоне второго класса, ведь, по моему мнению, самым существенным различием межу классами является разница в стоимости билетов.
Об этом я уже говорила выше. Дети, молодежь до 25 лет, и пассажиры старше 60 лет всегда имеют право на скидки.
А дети до четырех лет едут бесплатно, сидя на коленях у родителей.
На некоторые поезда билеты можно купить только на сайте. Но не в этом суть, а в том, что покупая билеты онлайн, можно спокойно все рассмотреть, выбрать самый удобный и дешевый вариант. А вот когда покупаешь билет в кассе, вокруг шум, гам, кассир слабо понимает твои попытки изъясниться на непонятном для себя языке, да еще и кто-то постоянно тычет в спину, дабы ты поторапливался. В таких условиях не всегда получается купить «правильный» билет. Иногда хочется побыстрее смотаться оттуда, взяв уже какой попало.
Иногда можно получить скидки, путешествуя даже небольшой группой из трех человек.
Возможности такой поездки нужно уточнять в кассе или на сайте железной дороги.
Вот этот момент хотела бы выделить отдельно. Как по мне, все эти карты такое себе удовольствие, если вы во Франции на три дня, и на поезде собираетесь совершить всего пару поездок. А вот если вы решите задержаться подольше в этой стране и много путешествовать на поездах, они могут вам пригодиться. Карт великое множество, и большинство из них удобны для самих французов. А вот туристам советую обратить внимание на карты InterRail pass. Во Франции действует два типа:
Вот о последней я и расскажу более подробно. Если думаете, что по ней можно кататься круглый месяц, то спешу вас разочаровать, она действенна только несколько дней. Ниже приведена стоимость ей во второй и первый классы.
Обзавестись картой можно в кассах крупных вокзалов страны или на сайте InterRail. Перед покупкой нужно все хорошо взвесить. Купить карту можно если:
Не покупайте карту, если:
Тут я обращу внимание на несколько важных моментов касательно комфортной поездки. Итак, чтобы поездка прошла без казусов, необходимо:
Остановлюсь немного более детально на каждом из этих моментов, ведь соблюдение их – это залог вашего успешного путешествия.
Помню, как я мчалась на поезд до Лиона. Я так стометровку на школьной олимпиаде по физ-ре даже не бежала. Увидел бы физрук Александр Николаевич меня в погоне за поездом, – не поверил бы, что я смогла развить такую скорость. А бежать то было чего – билет куплен по негибком тарифу, – опоздал и все, билет пропал, ни обменять, ни вернуть. К счастью, успела. До сих пор помню глазища проводника и удивленное: «Крейзи гьорл!» Так вот, чтобы вас не считали сумасшедшими, заблаговременно планируйте прибытие на вокзал. И проверяйте свои будильники.
Еще один вид опозданий – это опоздание поездов. Такое редко, но бывает. Если придется просто подождать поезд дополнительные пять минут, то это еще нечего, а вот если у вас рейс с пересадкой, и вы к своему ужасу понимаете, что на нее то вы не успеваете и всего на каких то жалких три минуты – это очень обидно. Так что планируйте рейсы так, чтобы у вас был достаточный запас времени на случай опоздания поезда.
Теперь переходим к внештатным ситуациям. Это я так скромно назвала забастовки работников железной дороги. Помнится на третьем курсе универа я дважды сдавала трудовое право, кстати, получила пятерку. Так вот, в одной из статьей Трудового Кодекса говорилось о том, что трудящиеся имеют право на отстаивание своих рабочих прав, а забастовка — один из законных способов этого. Французские работники железной дороги прям таки усиленно пользуются данной статьей. И отстаивают свои права.
Все из того же Кодекса мне известно, что работники должны предупредит «шефов» о забастовке за несколько дней. Поэтому в большинстве случаев будут предупреждены и пассажиры, письма с извинениями приходят на почту. Отменяются не все поезда, а только какая-то их часть. Поэтому вы, вероятно, все-таки уедете, куда вам нужно, но на несколько часов позднее. Вот так обстоят дела. Будем наедятся, что вы во время своего путешествия на них не попадете.
Естественно, билеты компостировать нужно. Но не все! От этой процедуры можно отказаться, если проставлена дата и время поездки, тогда и так понятно, что билет куплен только на один рейс и кататься по нему долго не получится.
Если вы купили проездной по гибкому тарифу, и он еще действителен целую кучу времени, то, естественно, как-то нужно засвидетельствовать, что вы собираетесь совершить поездку. Также некоторые не прокомпостированные билеты на конкретный поезд могут работать еще месяц в этом направлении. Но такое лучше уточнить в кассе или на сайте при покупке.
По прокомпостированному билету можно уехать в течение дня, когда он был «пробит». А если не прокомпостируете, вам грозит штраф. Но об этом немного ниже. Также не нужно подвергать этой процедуре электронные e-ticket. Они распечатываются на листке А-4 у вас дома, и на таком билете есть код, который, собственно, и сканирует контролер в поезде. Ну и подскажу вам еще один надежный метод, как не прогадать с компостированием. Если на вашем документе красуется надпись «A composter avant l'acces au train» – значит, билет нужно прокомпостировать. Сделать это можно в желтых аппаратах, которые расположены на вокзале. Билет нужно засунуть в щель, и автомат его «пробьет».
Если вы не ослушались до всех моих увещаний о пунктуальности и бежали на поезд так, что не успели или забыли прокомпостировать билет, вам на выручку придет сотрудник SNCF, который перед поездкой заходить в поезд. Нет, это не контролер, а человек, который прокомпостирует вам билет. Окликните его: «Пардон, мсье!», – а затем дайте свой билет, он поставит свой автограф и печать.
Не потеряйте проездной документ. Не нужно его засовывать в задний карман джинсов или переполненный кошелек, скручивать трубочкой или пользоваться им, как веером – улетит куда-то и все! А где-то за спиной приближается неумолимый контролер, и без штрафа уже не обойтись.
Штраф за безбилетный проезд и не прокомпостированный билет равняется двойной стоимости поездки. И, мне кажется, это вполне весомый аргумент, дабы не халявить и следить за своими вещами!
Ох, сколько я перевидала туристов, метавшихся по вокзалу и не знающих, откуда отходят поезда! Да и сама я когда-то такой была, но все приходит с опытом и рассказами друзей-путешественников. Навигация на французских вокзалах развита хорошо. Повсюду экраны, где отображается вся нужная информация о поездах.
Путь, по-французски – «voie». Обозначаются пути либо цифрами (1, 2, 3) либо буквами (А, Б, С). Обнаружить нужный достаточно просто, вместе с тем можно и билет прокомпостировать. Если на нем указан вагон, его следует найти, но фишка в том, что на самых поездах нумерации нет. Нужно как любопытному Буратино заглядывать в тамбур, смотреть номер вагона на дверях с внутренней стороны, а он еще и мелким шрифтом написан. Номера кресел обозначаются на маленьком жидкокристаллическом экране, они могут меняться от поездки к поездке.
Закончив с теорией, переходим к практике. Далее я расскажу, как можно купить билеты на поезд во Франции.
Для приобретения билетов есть три основных способа, и все я им вам детально распишу, а вы уже выбирайте, какой вам больше всего нравится, и в бой! Итак, на данный момент у путешественников есть три возможности покупки:
Забегая наперед, скажу, что на сайте у вас есть несколько вариантов того, как можно получить билет:
Вот такие основные варианты. В большинстве случаев при покупке билета доступны не все, а всего лишь несколько способов. Лично я считаю, что удобнее e-ticket и распечатка билета в автомате.
Уже зная, как можно получить билеты, переходим непосредственно к вариантам покупки.
В основном кассиры говорят по-французски, однако лишь некоторые из них могут изъясниться и на английском. Лично я не особый любитель покупать билеты в кассе: шумно, очередь, да и не всегда можно понять, чего от тебя хотят. Поэтому я пишу записку кассиру.
На листочке указываю следующие данные:
Это значительно упрощает всю процедуру. Правда, один раз получилась забавная ситуация, когда кассир подумал, что я глухонемая, и решил показать, что он не лыком шит, и продемонстрировал все свои знания жестового языка. Я, решив ему подыграть и зная только как сказать: «Привет!», «Пока!», «Я рада тебя видеть» на русском жестовом языке, все это ему показала и оба довольные собой мы разошлись.
Автоматы эти расположены практически на всех вокзалах. Называются они Automatic Ticket Machine, окрашены в желтый цвет и не заметить их трудно. Выглядят они вот так.
Как же пользоваться этим представителем робототехники? Прилагаю пошаговую инструкцию. Для начала нажимаем на кнопку Depart immediate.
Теперь первым делом выбираем название станции, с которой отправляется поезд и станцию, куда вам нужно прибыть.
Теперь нужно ввести дату, на которую планируется путешествие. Для этого просто выбираем число месяца.
Далее появляется страница с вариантами поездок на этот день. Выбираем необходимый рейс. Здесь же можно купить билет и в обратную сторону.
Далее открывается страничка, на которой нужно выбрать количество пассажиров. И жмем Valider. Это кнопка подтверждения действия, и именно ее нужно нажимать в других случаях, чтобы перейти на следующую страницу.
Теперь выбираем класс. Как по мне, думать нечего – второй. Путешествуем в комфорте и экономим.
Далее появляется окно с тарифами и возможными скидками. Если есть «чем поживиться», выбираем подходящий вариант.
Далее видим окно, в котором нас спрашивают о том, участвуем ли мы в какой-то программе лояльности.
Далее подводится итог всем нашим трудам – показываются выбранные рейсы и стоимость билетов. На этом моменте еще можно внести правки в данные.
Теперь нужно оплатить билеты картой или наличными.
Вставляем карту или наличные в приемник.
Далее забираем свой билет и бережем его, как зеницу ока.
Если же вы хотите купить билет здесь и сейчас, то… Следуйте за мной! Первым делом заходим на сайт SNCF. По умолчанию у меня стоит английский язык, но если у вас указан французский, то его можно изменить в правом верхнем углу. Далее жмем вкладку Reservations.
Перед нами появляется окно, где нужно ввести место отправления, место прибытия, дату, а также время, начиная с которого мы хотим уехать. Еще нужно указать количество пассажиров (нажав на плюсик, расположенный в сером прямоугольник), возраст, есть ли у вас какие-то специальные карты для проезда и учувствуете ли вы в программе лояльности. Также выбираем класс.
Я хочу отправиться с Парижа в Лилль во втором классе, так как не желаю переплачивать. Соответственно, выбираю эти города, но названия станций не ввожу, просто выбираю all stations. Как «тру путешественник», билет я покупаю за месяц до поездки, дабы сэкономить себе на конфеты. Заполнив все поля, жмем Search.
Система пару секунд ищет необходимые рейсы, и перед вами появляется окошко с рейсами, тарифами. Вариантов много, каждый час, выбрать есть из чего. Я хочу поехать на рейсе в 9:46 по билету с невозвратным тарифом. Кстати, красным на скрине вы можете увидеть спецпредложение на поезд Ouigo за 10 €, о котором я вам рассказывала выше.
Нажав Choose your seat, можно выбрать расположение места. Я вот любитель путешествовать у окошка, поэтому жму на этот вариант.
Далее нажимаю Select this outbound journey, что в переводе значит: «выбрать это путешествие». Теперь появляется окошко с более детальной информацией о поездке. Тут мне становится известно, что ехать я буду возле окна на двойном сиденье №26.
Далее нужно немного пролистать страничку вниз и нажать Confirm and pay, что значит «подтвердить и оплатить».
Появляется окошко, в котором нужно ввести свои данные. В первом блоке выбираем способ того, как хотим забрать билет. Обо всем этом я рассказывала выше. Я выбираю вариант с распечаткой билета в автомате.
Во втором блоке написано, что билет является строго персональным, и нужно ввести имя, фамилию и дату рождения. В третьем блоке эти данные дублируются, плюс нужно ввести адрес электронной почты. Не забываем поставить галочку с подтверждением, что вы прочитали все условия продажи, а также согласны с ними.
Вот и заключительный момент – введение платежных данных. Осталось подождать пока на почту придет специальный код, и в нашем случае уже во время путешествия распечатать билет в автомате.
Регистрироваться для покупки на сайте не обязательно. По моему мнению, сайт французской железной дороги один из самых удобных для пользователей среди аналогичных ресурсов во всем мире.
Вот такая она железная дорога Франции – со множеством поездов, тарифов и правил. Надеюсь, я помогла вам во всем разобраться! Подводя итог, я бы советовала покупать билеты заблаговременно, ездить вторым классом, и придерживаться элементарных правил для пассажиров железной дороги, – это сделает ваше путешествия более экономным и приятным. Счастливого пути!
travelask.ru
Железные дороги во Франции достаточно дорогие. Цены на билеты на поезд (особенно на скоростной поезд ТЖВ) на первый взгляд кажутся заоблачными. Вы едите всего час, а платите 20 евро. Но не стоит забывать о том, что за этот час вы проезжаете 250 км. И все же мы расскажем некоторые хитрости о том, как можно сэкономить, пользуясь французскими поездами.
Билеты можно купить и на вокзале (в кассе или автомате) и даже за 15 минут до выезда. Редко складываются ситуации, когда мест совсем нет. Но этот способ больше подходит для людей, живущих во Франции.
Лучше всего билеты покупать в интернете. Официальный сайт французских железных дорог: voyages-sncf.com
Билеты поступают в продажу за 3 месяца. И на сайте, вы, находясь у себя дома, можете купить или забронировать билет. При чем вы видите все варианты цен. Потом этот билет придет вам на e-mail и нужно всего лишь распечатать на принтере (цветном или черно-белом, без разницы). И с этим проездным можно идти уже в поезд. Нигде ничего компостировать или получать больше не надо.
Учтите за 3 месяца билеты стоят, конечно, дешевле всего. Потом цена начинает расти и существенно. Об этом расскажем чуть позже.
Скидок великое множество. Если вы путешествуете с детьми до 12 лет, если вам 12-25 лет, или больше 65 лет, то не забудьте сказать об этом на вокзале или отметить в интернете при покупке билета. Очень часто бывают скидки для таких категорий граждан.
Есть еще множество карточек, дающих скидки. Они стоят приличные суммы. Но если вы путешествуете на большие расстояния или много раз, то карта может оправдается за 1-2 поездки. Действие всех карт – 1 год.
Дает всем без исключения гражданам скидки от 25 до 50% в выходные и праздничные дни. Действует сразу на 2-х человек.
Стоит: 75 евро. Поэтому нужно сначала внимательно посчитать выгодно ли вам её брать.
Действует для молодежи от 12 до 27 лет. Дает право на скидку до 60% на любой проезд.
Стоит карта: 50 евро.
Действует для людей старше 60 лет. Дает скидку от 25 до 50%. Гарантирует скидку 40% на билеты первого класса.
Стоимость: 65 евро.
Дает скидку от 25 до 50%. Стоит 75 евро.
Не забывайте указывать наличие той или иной карты на сайте или в кассе при покупке билета.
Внимание! Если вы отметили, что у вас есть карта, вы будете обязаны предъявить её в поезде вместе с билетом.
Подробности о картах вы можете посмотреть на том же сайте французских ж/д.
Так же во Франции есть не только скоростные поезда, но и региональные. Они медленнее, потому что идут с большим количеством остановок, но значительно дешевле. Сайт таких поездов: http://www.ter-sncf.com/
На них так же распространяются все виды скидок и карт, описанных ранее.
Как ни странно, но французские железные дороги имеют свой автобусный парк. Автобус идет гораздо медленнее поезда, но часто это выгодно. Вот вам и сайт iDbus: http://booking.idbus.com/
Это зависит от типа билета. На самых дешевых обычно написано «Billet non échangeable, non remboursable» – это значит, билет нельзя вернуть или обменять. Большинство же из них подлежит обмену и возврату денег до отъезда поезда. Если вы сдаете билет за день до отъезда, то вам возвращают полную сумму, если в день отъезда, то удерживают 3 евро за каждый проездной.
И помните две главные хитрости: покупайте как можно раньше и пользуйтесь скидками, если это возможно.
Приведем несколько примеров сравнения цен, при покупке билетов на поезд во Франции за 3 месяца и на завтра.
Париж – Страсбург: через 3 месяца – от 33 евро, на завтра – 91 евро.
Париж – Ницца: через 3 месяца – от 55 евро, на завтра – 115-149 евро.
Париж – Бордо: через 3 месяца – от 20 евро, на завтра – 84-91 евро.
Париж – Лион: через 3 месяца – от 30 евро, на завтра – 92-126 евро.
Париж – Марсель: через 3 месяца – от 40 евро, на завтра – 110-154 евро.
Париж – Лондон: через 3 месяца – 50 евро, на завтра – 245-349 евро.
Париж – Брюссель: через 3 месяца – от 22 евро, на завтра – 89-99 евро.
Счастливого пути!
ohfrance.ru
Тема поездов Франции актуальна круглый год. Летом туристы ищут, на чем добраться из душного Парижа к Лазурному берегу, зимой желают максимально экономно доехать до горнолыжных курортов Франции, а весной и осенью - совершить поездки по самым романтичных французским городкам, да еще и со скидкой. Все это делают возможным поезда Франции.
Летом тема путешествий из одного города Франции в другой станет особенно актуальной благодаря чемпионату Европы 2016 по футболу.
Расскажем в нашей статье, где лучше покупать билеты на поезда Франции онлайн. Чем так известны французские скоростные поезда и почему это самый удобный и экономичный способ перемещения по стране.
Поездка на поезде от Парижа до одного из городов Франции Бордо, Ланс, Лилль, Лион, Марсель, Ницца, Сен-Дени, Сент-Этьен, Тулуза не займет много времени. Самое большое расстояние в 945 км от Парижа до Ниццы скоростной поезд TGV преодолеет за 5 часов 30 минут. Стоимость билетов сравнима с авиабилетами - около 54 евро.
Если озаботиться покупкой сильно заранее, билеты Париж-Ницца можно купить от 25 евро.
От Парижа до Лиона - 465 км. На самом быстром поезде TGV можно добраться за 2 часа, билет без скидок будет стоить около 97 евро.
Небольшое расстояние в 200 км от Парижа до Ланса скоростные поезда Франции преодолевают за 1 час 10 минут, билет будет стоить около 21 евро.
Куда во Франции можно поехать на поезде?
Внутри Франции курсируют скоростные поезда TGV.
TGV считаются самыми быстрыми, комфортабельными и современными поездами в Европе. Официальный сайт для покупки билетов.
Вы можете выбрать первый или второй класс. Второй класс - экономичный, первый - бизнес. Разница - в пространстве между креслами и возможности заказать легкий ланч.
Ценообразование на скоростные поезда Франции гибкое. Когда распродаются все дешевые места, цены на билет повышаются. Если по какой-то причине спрос на дешевые билеты невелик, запускают акции и продают жд-билеты по очень дешевым тарифам.
Непопулярные месяцы во Франции, когда можно “поймать” дешевые билеты - вторая половина января, февраль, апрель, октябрь и ноябрь.
Тарифная сетка билетов на поезда Франции TGV приведена ниже.
Prems | Нельзя обменять | Самый дешевый | За 3 месяца до даты поездки. Тариф перестает действовать за 14 дней до поездки. |
Loisir | Можно менять максимум за 1 день до отъезда | Средняя цена | Билеты можно купить всегда при наличии мест. |
Pro | Можно менять максимум за 2 часа до отправления поезда (в день отъезда все операции по билету осуществляются только на вокзале). | Самый дорогой | Этот тариф есть всегда при наличии мест на поезд. |
Купить билеты можно на официальном сайте железных дорог Франции SNCF.
К оплате принимаются все виды банковских карт.
Сначала нужно пройти процедуру регистрации, затем выбрать подходящие рейсы и нужный тариф. На поезда TGV можно указать свои предпочтения по номеру вагона и месту. Далее нужно ввести личную информацию и номер карты. Квитанции купленных билетов вы найдете в личном кабинете.
Подробная презентация о том, как правильно покупать билет онлайн.
Всем желающим посетить сразу несколько стадионов во время чемпионата Европы 2016 по футболу официальный сайт SNCF предлагает билеты со скидкой. Эти билеты можно купить только онлайн. Количество мест ограничено.
Парижа | Тулузы | 680 | от 54 евро |
Парижа | Ниццы | 945 | от 54 евро |
Парижа | Лиона | 465 | от 45 евро |
Парижа | Лилля | 225 | от 34 евро |
Парижа | Сент-Этьена | 525 | от 50 евро |
Парижа | Марселя | 780 | от 45 евро |
Парижа | Бордо | 590 | от 49 евро |
Если посмотреть на карту железнодорожных перевозчиков Франции и не только, получается, что практически все европейские города соединены между собой скоростными железнодорожными линиями.
Скоростные поезда Франции могут с успехом конкурировать с авиакомпаниями-лоукостерами. Нет ничего проще покупки билета на поезд Eurostar от Лондона до Парижа или Лилля, а затем на поезд TGV до Марселя, Ниццы, Перпиньяна, Лиона, Бордо, Тулузы - городов Франции, максимально точно передающих ее дух.
Даже если билеты на поезд стоят также, как и билеты на самолет, не забывайте, что вам не нужно платить за трансфер от аэропорта. Поезда ходят от центра до центра города.
Есть еще несколько преимуществ путешествия на поездах:
Из статьи вы узнали, какие поезда ходят внутри Франции и из Франции в остальную часть Европы. Путешествовать на поездах совсем не дорого, а покупать билеты также легко, как и на самолет. Некоторые преимущества поездов очевидны: вы можете сэкономить на гостинице, если выбираете ночной поезд и не нужно платить за трансфер из аэропорта, так как все железнодорожные вокзалы находятся в центре городов.
tripsmile.ru
май 2008 г. | nat_ka
Региональные поезда Corail: www.corailteoz.com/. Действует правило раннего бронирования: чем раньше вы покупаете билет, тем он дешевле.Высокоскоростные поезда TGV. Благодаря им можно пересечь всю страну почти за 3 часа. и www.tgvesteuropeen.com/>.
Можно здорово сэкономить, забронировав билеты на сайте www.idtgv.com/fr/index.php - что-то вроде поезда-дискаунтера. Правила, соответственно, те же: дешевле всего покупать билеты сильно заранее, тарифы невозвращаемые, бланков билетов не положено – только е-тикеты (распечатываете билет на обычном принтере и предъявляете контролеру, желательно – со своим ID).
Высокоскоростные поезда Eurostar (Лондон - Париж, Брюссель): www.eurostar.com/
Высокоскоростные поезда TGV Lyria (Франция - Швейцария). www.tgv-lyria.fr и www.tgv-lyria.com. Помните, что для Швейцарии пока еще нужна швейцарская виза!
Высокоскоростные поезда Thalys (Франция - Бельгия - Нидерланды, Германия): www.thalys.com.
Высокоскоростные поезда Artesia (Франция – Италия): www.artesia.eu
Высокоскоростные поезда Elypsos (Франция – Испания). Можно добраться до Мадрида или Барселоны. www.elipsos.com.
InterRail One Country Pass: www.interrailnet.com/one_country_pass_france и www.europeanrailguide.com/railpasses/index.html.
Если вы путешествовали по Швейцарии на поезде, то вы знаете, что у швейцарцев имеется огромное количество т.н. панорамных поездов – благодаря которым можно осмотреть ряд уникальных природных красот и просто любоваться прекрасными видами гор и озер. Нечто подобное есть и у французов – о туристических поездах и маршрутах, которые вы можете совершить, подробно написано здесь www.trainstouristiques-ter.com/index2.asp (в стоимость билетов включен проезд на поезде, автобуса до интересных мест, экскурсии).
И, как обычно, немного субъективных заметок о французских поездах.
Кассы на вокзалах, как правило, делятся на кассы дневные и кассы на поезда, которые отправляются в течение ближайшего времени. Правда, обычно народ на все это не смотрит и толпится в кассы обоих типов. Неважно, покупаете вы билет на сегодня или на послезавтра – стоимость его одинакова (если вы бронируете билет по инету и сильно заранее, тогда да - он стоит дешевле, плюс на билеты бывают акции – как у авиакомпаний).
Если вы плохо владеете французским языком и произношением (как мы), то лучше всего написать название города, до которого вы собираетесь ехать, на бумажке – были случаи, когда нам чуть не продали билет в другой город. В лучшем случае вас просто не поймут, а объяснения займут время - Английского языка французские кассиры, как правило, не понимают.
Если маршрут сложный, как, к примеру, пункт А – пункт В – пункт С – пункт А, то не надо подавлять кассира своим интеллектом и знанием английского – и вам, и ему будет гораздо проще (а людям в очереди – и быстрее), если вы заранее уточните, когда отправляется нужный вам поезд и напишете для кассира небольшую шпаргалку. Лучше – в столбик, как показывает практика, кассиры не всегда понимают, что на все отрезки пути, написанные через черточку, нужен билет. Поэтому идеальная шпаргалка должна выглядеть так:пункт А (11:07) – пункт Впункт В (15:35) – пункт Спункт С (18:21) – пункт А
Проверяйте билеты не отходя от кассы! Если вы обнаружили ошибку в билете прямо у стойки, кассир переоформляет ее бесплатно, если вы отошли от стойки, эта же процедура обойдется вам в 2 евро.
Как правило, в билетных кассах принимают к оплате карты. Билеты продаются и через билетные автоматы, но автоматы принимают к оплате только чиповые карты.
Приходить покупать билет нужно сильно заранее до отхода поезда: кассиры работают неторопливо, а среди местного населения распространена привычка насиловать кассиру мозг – в этой, всего лишь двухнедельной, поездке мы неоднократно сталкивались с тем, что какая-нибудь бабушка полчаса стоит и что-то рассказывает кассиру, тот что-то ищет по папкам, а вы (и хвост в человек 10) в это время наблюдаете, как поезд, на котором вы планировали уехать, отходит от перрона без вас. При этом когда бабушка от кассы наконец-то уходит, оказывается, что билет она не купила – то ли проконсультироваться пришла, то ли пообщаться. Выходом из подобной ситуации может служить покупка билетов сразу на весь день /всю поездку (если она у вас четко спланирована), и, таким образом, приходя на вокзал, вы только компостируете билет.
Кстати, о компостировании. Компостируются все билеты, кроме билетов на скоростные поезда, где четко указан ваш поезд, время его отправления, и ваше место. Билеты проверяют! Если вы едете по е-тикету, то контролер считает штрих-код с вашего билета и может попросить удостоверение личности (у нас ни разу не спросили, правда).
Как я уже сказала выше, на скоростных поездах в билетах четко проставлено время отправления поезда, ваш вагон и место. В региональных и пригородных поездах можно заходить в любой вагон своего класса и садиться где хочешь. Но при этом билет покупается на конкретный перегон от А до Б. Про какие-то особые правила, типа итальянского "6 часов, в течение которых можно выходить на любой станции перегона, на который куплен билет, и садиться на любой и ехать дальше", мне не известно. Можно выходить и оставаться какое-то время только на станциях пересадок. Непрокомпостированные билеты без проставленной даты действительны в течение 2 месяцев.
При покупке билета кассир спрашивает, когда вы поедете – сегодня или в другой день. А вот по какому принципу проставляется дата на билете в таком случае, я так и не поняла – несколько раз при покупке билета "на сегодня" нам выдавали билет с текущей датой, но чаще билет мог быть использован 2 месяца с момента продажи.
Полезные ссылки:Про ночные поезда rw.travel.ru/rw_europe/night_train.htmlЖелезные дороги стран мира rw.travel.ru/rw_world/
Автор будет очень признателен за дополнения:)
guide.travel.ru
Полезная информация о французских железных дорогах из первых рук: стоимость проезда, описание билетных автоматов, как покупать билеты,
инструкция по бронированию, виды билетов, различие поездов, советы, расчёты как добраться во Франции
http://www.voyage-sncf.com
Прежде чем рассказывать о покупке билетов во Франции, следует сразу ответить на животрепещущий вопрос, который задают на форумах систематически: можно ли сделать остановку и продолжить путь по тому же билету?
Ответ тут двоякий, потому что следует разделять билеты на скоростные поезда «TGV» с резервированием мест – здесь остановки невозможны, и обычные билеты на рядовые поезда типа «Ter», которые делать остановки позволяют. В первом случае билет берётся на конкретный поезд, тогда как во втором есть две точки, путь между которыми можно проделать с данным билетом; количество остановок не ограничено, только поездку хорошо бы завершить в пределах 24 часов от момента компостирования билета, или же придётся идти и заверять его дополнительно.
Также важно знать, что билеты первой категории компостировать не надо, так как они всё равно недействительны на другие рейсы, а вот вторую категорию обязательно следует прокомпостировать перед посадкой.
Теперь, вооружившись этими знаниями важных тонкостей французской билетной системы, можно заняться изучением процесса покупки билетов. На мой взгляд, самое сложное дело при оформлении заказа на французские поезда – правильно указать нужную станцию; скажем, простое Шенонсо превращается в Chenonceaux, так что растеряться бывает немудрено. Кроме того, сайт http://www.voyages-sncf.com оформлен целиком на французском языке, и без онлайн-переводчика в соседнем окне браузера тут не обойтись. В общем, у путешественников постоянно возникает масса вопросов относительно правил приобретения французских билетов, и на ряд из них я постараюсь ответить.
Начнём, пожалуй, с процесса покупки билетов по Франции через Интернет. Стало быть, перво-наперво нужно решить, в одну сторону будет приобретаться билет (Aller Simple) или в обе (Aller-Retour). Ставим галочку в соответствующее поле и выбираем теперь место отправления (Depart) и место назначения (Arrivee). Поле «Aller le» позволяет выбрать дату выезда, а в сочетании с полем «à partir de» также и желаемое время отправления; заполнять раздел «Retour le» нужно только если планируется поездка туда и обратно.
Весьма полезным может оказаться поле «ou trajet via»: с его помощью можно составить транзитный маршрут оптимальным образом; скажем, вам хочется попасть из Анси в Лион, но ещё и Гренобль по дороге увидеть. Вот тогда вы указываете Grenoble как промежуточную точку, и получаете соответствующее расписание поездов.
Раздел «Sélectionnez le pays de réception ou de retrait des billets» лучше всего оставить по умолчанию «France», поскольку всё равно придётся ехать во Францию и там можно будет получить билеты в кассе или в автомате.
Теперь надо нажать кнопку «Reservez», и можно будет после некоторой паузы появится расписание вместе с ценами.
Верхний раздел «Selectionnez votre aller» позволяет сразу окинуть взглядом все доступные варианты проезда, а заодно ознакомиться с ценами. Сбоку слева также есть меню с краткими данными заказа, что позволяет оперативно изменять время и дату вояжа, чтобы с помощью кнопки «Validez» быстренько получить новые маршруты. Если же требуется модифицировать всю поездку в целом, то следует нажать на «Modifier d'autres critères» и заняться делом по-новой. Кроме того, наверху есть кнопочки «Trains précédents» и «Trains suivants», нажатие которых даёт доступ к ближайшим по времени поездам, более ранним и более поздним соответственно.
Если нас всё устраивает, то следует выбрать синюю кнопку «Validez cet aller», имеющуюся под каждым из вариантом проезда, а перед этим нужно поставить отметку в соответствующую графу рядом с ценой.
Теперь мы имеем полный отчёт о поездке, и можно переходить непосредственно к оформлению заказа. Для этого надо нажать на синюю кнопку «Validez votre reservation», чтобы добраться до важного меню с выбором способа получения билета.
Всего вариантов может быть четыре: «Borne Libre Service», «Envoi gratuit par courrier» «Gare ou boutique» «Billet Imprime». Лично для меня обычно наиболее интересна последняя опция, которая позволяет сразу распечатать билет на подсобном принтере и больше об этом вопросе не думать. С другой стороны, в этом случае придётся возиться с оформлением личных данных, которые потом будут указаны на билете. Поэтому, возможно, наиболее оптимальным выбором для всех будет «Gare ou boutique», позволяющий получить билет в любой кассе любого вокзала Франции. Для этого потребуется предъявить номер бронирования и кредитную карту, которой оплачивался заказ. Кредитная карта понадобится и при выборе «Borne Libre Service», однако французские билетные автоматы, к услугам которых придётся прибегнуть в этом случае, любят только карты со смарт-чипами, а прочие стараются игнорировать, так что проблема с получением билет может возникнуть в самый неподходящий момент. Кроме того, «Envoi gratuit par courrier» мы отметаем само по себе, так как для оформления билета понадобится адрес во Франции.
Обратите, кстати, внимание на опцию "Reservez des maintenant et confirmez votre bilrt avant..." - она не всегда доступна, но в ряде случае, когда доступ к ней есть, это дело может пригодиться: с помощью данной услуги можно зарезервировать билет по указанной цене на определённый срок. В этом случае полагается выкупить билет в любой кассе французских железных дорог, сообщив номер брони и фамилию. Оплата тогда производится непосредственно на месте, в кассе.
А если продолжать оформление заказа с оплатой через интернет, то нам остаётся только заполнить несколько полей: «Civilité», то есть пол, «Nom» - фамилия, «Prenom» - имя, e-mail, понятное дело, элктронная почта. В разделе «Conditions générales» ставим галочку и нажимаем синюю кнопку «Validez votre commande».
Фактически, весь процесс оформления заказа уже пройден, и нужно всего-то выбрать вид банковской карточки, с помощью которой будет осуществляться оплата, после чего ввести её данные, и дело сделано.
Ничуть не сложнее обстоят дела с покупкой непосредственно в билетных автоматах с той лишь разницей, что успех в использовании кредитной карточки более чем сомнителен. Кроме того, французские автоматы не принимают банкноты, так что надо либо иметь при себе внушительный запас евромонет, либо идти на поклон в кассу, где с высокой долей вероятности придётся стоять в очереди, и оттого велик шанс пропустить нужный поезд...
Значит, для перевозок на относительно короткие расстояния обычными поездами нужно выбрать автомат синего цвета с логотипом "Ter". Он "говорит" исключительно на французском языке, но это не беда, потому что практически все операции интуитивно понятны, и к тому же теперь под руками есть инструкция по пользованию билетным автоматом.
Для того, чтобы купить билет, нужно покрутить колёсико серого цвета и нажать на нём большую зелёную кнопку выбора опций.
Появившееся на экране меню предложит первым делом приобрести билет по нормальному тарифу - он-то нам и нужен.
Двигаемся дальше, считая по умолчанию, что пунктом отправления будет тот, в котором мы сейчас находимся. Теперь нам предстоит ответить на вопрос "Quelle est votres Destination?", то есть куда клиент желает поехать. Обычно в наличие есть короткий список самых популярных направлений; на каждой станции он свой, но смысл его, я надеюсь, понятен. Если нужная станция в списке имеется, то просто надо выбрать её поворотом упомянутого серого колёсика и, опять-таки, подтвердить свой выбор нажатием большой зелёной кнопки.
Если станции нет, то нужно будет спуститься с помощью колёсика в самый конец меню, туда, где написано "Autres Destinations" - выбор этого пункта откроет необозримые возможности поиска станций...
Справившись с задачей выбора места назначения, следует перейти к разделу "Tarif", где обычно указывается "Billet Tarif Normal".
Выбор между вторым и первым классом осуществляется на следующей позиции, находящейся в правой части экрана, а ниже этих вариантов есть мы можем встретить уже знакомые нам по сайту http://www.voyages-sncf.com простой билет в одну сторону "Aller Simple" или билет с возвращением в исходную точку "Aller-Retour".
Итогом всех этих манипуляций станет картинка с внешним видом билета, на которой будет указана полная стоимость поездки.
Эту указанную сумму нужно будет опустить в автомат, как уже было сказано выше, в виде мелочи; щель для монет хорошо видна на передней части агрегата сразу под рисунками этих самых евромонеток.
Если всё сделано правильно - а всё сделано правильно, поскольку мы шли по этапам инструкции бронирования, то в нижней части автомата можно будет забрать свежеотпечатанный билет и сдачу, ежели таковая намечается.
Теперь мы готовы к путешествию по французским железным дорогам; останется только прокомпостировать покупку в одном из специальных аппаратов, расставленных перед входом на платформы. Они хорошо заметны, так как имеют ярко-жёлтую окраску. Со времени компостирования будут отсчитываться те 24 часа, в течение которых надо осуществить поездку.
www.vazlav.info
Железные дороги и железнодорожный транспорт во Франции – быстрое, удобное и комфортное средство передвижения. Воспользовавшись им, можно доехать из Парижа до самых интересных уголков страны, самостоятельно осмотреть многие красивые города, древние замки и массу других уникальных достопримечательностей. Конечно же можно посетить и близлежащие страны, например Италию или Швейцарию.
В систему SNCF (Societe Nationale des Сhemins de fer - Национальное Общество железных дорог) входит несколько типов железных дорог и поездов:
Билеты можно купить в железнодорожных кассах, вокзальных автоматах, и конечно же по интернету (например, на сайтах www.sncf.fr или www.raileurope.com).
Если выбор был сделан в пользу железнодорожных касс, то нужно будет встать в общую очередь, которая ведет сразу к нескольким окошечкам. Помимо французского кассиры, обычно, говорят на английском языке. Можно сразу же купить и обратный билет, в этом случае следует попросить «алле е ретур».
Билеты покупают также в привокзальных автоматах. Оплата в них производится банковскими картами, изредка можно заплатить и монетами. Только обратите внимание, что карта должна быть с микрочипом на лицевой стороне, иначе автомат может ее не распознать.
Купить билеты можно и по интернету, расплатившись пластиковой картой Visa или Master Card. Проездной документ при этом могут привезти на дом (во Франции), или - что гораздо более актуально для путешественников - билет можно забрать в кассе вокзала или офисах SNCF. Для этого нужно взять с собой распечатку подтверждения покупки билета (его присылают на электронную почту после оплаты) и помнить, что в кассе попросят предъявить карту, с которой вы совершали платеж.
Билет обязательно следует прокомпостировать, желтые аппараты для этого установлены на территории вокзалов и на перронах.
Если же вдруг вы не успели, то сделайте это в первые минуты поездки, когда по вагону пройдет кондуктор. Следом за ним пойдут контролеры, и если на вашем билете не будет отметки компостера, то придется выплатить солидный штраф.
В главном зале любого французского железнодорожного вокзала висит большое табло, а во всех залах находятся множество мониторов, где указывается информация о прибытии и отправлении поездов.
Обратите внимание, пути на французских перронах могут обозначаться как цифрами, так и латинскими буквами.
Номер вагона пишется на его дверях, номер места - над сидениями или между ними.
Смело экономить можно на классе проезда. Вагоны 1-го и 2-го класса французской железной дороги мало различаются между собой (иногда один вагон просто делится на две половины). В 1-ом классе предусмотрены чуть более просторные кресла и несколько большее пространство между ними.
Большие скидки предусмотрены при заблаговременном заказе билетов. При этом расценки могут варьироваться, в зависимости от того планируете ли вы поездку в будний или выходной день.
На большинстве линий предусмотрены скидки для определенных категорий пассажиров. Во Франции существуют не только детские билеты, но и скидки для молодежи до 25, а также для граждан старше 59 лет.
Кроме того, зачастую можно получить льготы при поездке группой, даже если она состоит всего из двух или трех человек.
Заказ билетов через интернет удобен именно тем, что можно не спеша рассмотреть несколько вариантов проезда, и выбрать среди них самый оптимальный по стоимости. А учитывая, что билеты покупаются заблаговременно, может получиться воспользоваться специальными скидками или промо-тарифами.
www.just-paris.ru
Поезда во Францию проигрывают авиаперелетам по времени и в целом они обходятся дороже. Это хороший вариант для тех, кто любит комфортные путешествия в поездах или боится летать на самолете. Есть два прямых поезда из Москвы до Парижа и Ниццы. Оба поезда отправляются с Белорусского вокзала в Москве круглый год.
Вагоны бывают 3 классов: 2, 1 и Люкс. Купе Люкс оборудовано двуспальной кроватью и односпальной полкой, креслом, столиком, телевизором и DVD-плеером, а также личным туалетом и душевой кабиной. В вагонах класса Люкс есть свой бар, завтрак включен в стоимость билета.
Купе 1 и 2 класса оснащены практически одинаково, только в первом случае оно рассчитано на двоих, а во втором – на троих пассажиров. В каждом купе есть умывальник, столик и три мягких кресла.
За одну поездку можно увидеть несколько стран Европы. Особенно красивые пейзажи открываются из окон поезда Москва-Ницца: альпийские луга, горы, озера, деревушки с черепичными крышами, Вена, Верона, Милан, Генуя и дорога вдоль берега Средиземного моря.
Москва-Париж
Время в пути: 38 часов 30 минЦена билетов: 347 € (2 класс), 486 € (1 класс), 1116 € (люкс)Отправление: пн, вт, чт, сб и вс (летом), пн, чт, вс (зимой)
Москва-Ницца
Время в пути: 48 часов 20 минЦена билетов: 321 € (2 класс), 486 € (1 класс), 1133 € (люкс)Отправление: чт
Расписание и цены можно уточнить здесь.
Виза: для поездов Москва-Париж и Москва-Ниццадостаточно оформить французский шенген
Билеты на поезда во Франции можно приобрести в любой кассе SNCF, в автоматах и онлайн на официальном сайте. Чтобы купить билет на вокзале, нужно встать в общую очередь, которая ведет сразу к нескольким окошкам. Кассиры разговаривают на французском и английском языках.
Билет туда-обратнопо-французски «алле е ретюр».
Регистрация для заказа билета на сайте не обязательна. При заказе выбираем один из пяти вариантов получения билетов. Не все варианты доступны для всех поездов, чаще всего предлагается выкупить билет в автомате или кассе на вокзале.
Рекомендуем покупать билетыпо меньшей мере за 2 недели,тогда они обойдутся значительно дешевле.
При заказе билета можно выбрать возраст пассажира. Билеты на взрослых (26-59 лет) стоят дороже. При этом можно в один билет можно вписать до 6 пассажиров разного возраста.
Расписания, стоимость билетов, маршруты можно уточнить здесь.
После оплаты или в случае бронирования выдается шестизначный номер заказа. По нему можно получить билет в любой кассе или автомате. В билетных кассах принимают к оплате наличные и карты, билетные автоматы принимают к оплате только чиповые карты.
Зарезервированные билеты необходимо выкупить по той же карте, что была указана при бронировании. Бронь нужно выкупить за двое суток до отправления поезда.
Электронные билеты e-ticket распечатываются дома на листе бумаги А4. Контролер сканирует штрих-код, указанный на этом билете, так что они должны быть хорошо пропечатанны. Также контролер может попросить загранпаспорт для удостоверения личности.
Для получения оплаченных билетов нет ограничения по срокам. Их можно получить в любом французском городе и в любое время.
Железнодорожные билеты нужно компостировать. Сделать это нужно перед посадкой на поезд, в специальных желтых компостерах, которые расположены повсюду на вокзале и на платформах. Засовывать билеты нужно в специальную прорезь, любой стороной.
Если вы не прокомпостировали билет до посадки, необходимо предупредить об этом заранее сотрудника SNCF, который проходит по вагонам до появления контролеров. Он проверит билет и поставит на него отметку. За непрокомпостированный билет назначается штраф.
Не нужно компостировать e-ticketи билеты с четким указанием поезда,времени отправления и места.
Непрокомпостированные билеты без проставленной даты действительны в течение 2 месяцев.
Самый популярный проездной для путешествий по Европе называется InterRail pass. Приобрести его могут жители любой европейской страны, в том числе и России.
Есть два типа проездных Inter Rail во Франции:
При покупке проездного необходимо указать день, с которого проездной начинает свое действие. Стоимость проездных зависит от возраста, класса вагона и периода действия.
InterRail Global pass
Тип | Молодежный тариф | Взрослый тариф |
5 дней в течение 10 дней | 181 € | 276 € |
10 дней в течение 22 дней | 265 € | 393 € |
15 дней подряд | 307 € | 435 € |
22 дня подряд | 339 € | 509 € |
1 месяц подряд | 435 € | 658 € |
InterRail France pass
Тип | Молодежный тариф | Взрослый тариф |
3 дня в месяц | 144 € | 212 € |
4 дня в месяц | 154 € | 233 € |
6 дней в месяц | 196 € | 297 € |
8 дней в месяц | 228 € | 329 € |
Цены указаны за билеты 2 класса.Проездной можно купить на крупных железнодорожных вокзалах во Франции.Также его можно заказать на официальном сайте.
Прежде чем покупать проездной, стоит задуматься, будет ли это выгоднее, чем оплатить одну поездку на поезде во Франции:
Следует учитывать, что места в TGV, Thalys, Eurostar, некоторых других фирменных и ночных поездах нужно бронировать заранее, так как количество мест, доступных по проездным, ограничено. Бронирование включает в себя доплату. Места можно резервировать за 3 месяца до поездки.
Информация о поездах, где действует InterRail здесь.
Абсолютно все поезда во Франции комфортабельные, независимо от цены и класса. Поезда бывают нескольких видов.
Cамые высокотехнологичные, быстрые и дорогие поезда, которые связывают крупные города Франции, Бельгии, Италии, Швейцарии, Германии. Можно выбрать купе различного класса, например купе для двоих, 2 и 1 класс. Стоимость билетов: от 25 €.
Париж-ЛионВремя в пути: 2 часа | Париж-ЛилльВремя в пути: 1 час |
Париж-БордоВремя в пути: 3 часа | Париж-СтрасбургВремя в пути: 2 часа |
Париж-НиццаВремя в пути: 5 часов 37 мин | Париж-МарсельВремя в пути: 3 часа |
Париж-КанныВремя в пути: 5 часов | Париж-АвиньонВремя в пути: 3 часа 30 мин |
Расписание и стоимость билетов можно уточнить здесь.
Экономный вариант TGV на самые популярные направления. Билеты на эти поезда бывают только электронными, их нужно распечатать самостоятельно. Получить такой билет в кассе или автомате невозможно. При бронировании билета необходимо выбрать из двух зон: тихой (iDzen) и шумной (iDzap).
Вагоны iDTGV прикрепляются к составу обычного поезда TGV. Доступ к ним ограничен контролерами, которые сканируют штрих-код распечатанного билета. Рекомендуется приходить заранее до отправления поезда, чтобы успеть занять свое место.
Кроме того, контролеры могут попросить предъявить карту, с которой была произведена оплата. Ограничения по багажу: бесплатно 2 места багажа на человека (ручная кладь).
Забронировать билеты можно на официальном сайте.
В настоящее время система бронированияIDTGV не работает с российскими картами.Впрочем, вопрос можно решить, написавв службу технической поддержки.
Обычные поезда, которые, к слову, не менее комфортные и быстрые чем TGV. В каждом регионе свои поезда TER, которые следуют через небольшие города и пригороды. Они дешевле, чем TGV. Стоимость билета: от 10 €.
Расписание и стоимость билетов можно уточнить здесь.
По сути, те же TER на средних и больших расстояниях. Стоимость билетов: от 10 €. Есть также ночные поезда Intercites Nuit, которые позволяют выспаться в дороге и приехать утром. Вагоны в ночных поездах бывают трех классов: 1 класс (4 спальных места), 2 класс (6 спальных мест) и сидячие с откидными креслами. Стоимость билетов на ночные поезда: от 20 €.
Расписание и стоимость билетов можно уточнить здесь.
Новый скоростной поезд, который следует из пригорода Парижа на юг Франции в Экс-ан-Прованс, Авиньон, Лион, Марсель, Монпелье, Ним и Валенсию. Стоимость билета: 25 €.
Расписание и стоимость билетов можно уточнить здесь.
Региональные поезда, обслуживающие Иль-де-Франс, то есть пригороды Парижа. Во многом они дублируют парижские электрички RER, включая те же остановки. Подробную информацию можно узнать в транспорте Парижа.
Расписание и стоимость билетов можно уточнить здесь.
Высокоскоростной поезд, соединяющий Брюссель, Париж и Лондон. Поезда из Парижа отправляются с Северного вокзала (Gare du Nord).
Время пути до Лондона: около 2 часовСтоимость билетов: от 55 € туда и обратно
Стоимость указана при условии раннего бронирования за 2 месяца.Расписание и стоимость билетов можно уточнить здесь.
Помните, для поездки в Великобританиюнеобходима британская виза.
Высокоскоростной поезд на север Европы, в Брюссель, Амстердам, Кельн. Поезда из Парижа отправляются с Северного вокзала (Gare de Nord).
Время пути до Брюсселя: 1 час 20 минСтоимость билетов: от 39 € туда и обратно
Стоимость указана при условии раннего бронирования за 2 месяца.Расписание и стоимость билетов можно уточнить здесь.
Высокоскоростной ночной поезд, соединяющий Францию и Испанию. На нем можно добраться, например, до Барселоны или Мадрида. Можно выбрать класс вагона: сидячие, купе на двоих, индивидуальное купе и общее купе на четверых (tourist class). Поезда из Парижа отправляются с вокзала Аустрелиц (Gare d'Austerlitz).
Время пути до Барселоны: 12 часовСтоимость билетов: от 143 € туда и обратно
Стоимость указана за место tourist class, раннее бронирование за 2 месяца.Расписание и стоимость билетов можно уточнить здесь.
Высокоскоростные поезда, курсирующие из Парижа в города Швейцарии: Женеву, Берн, Цюрих, Базель и др. Поезда из Парижа отправляются с Лионского вокзала (Gare de Lyon).
Время пути до Женевы: 3 часаСтоимость билетов: от 49 € туда и обратно
Стоимость указана при условии раннего бронирования за 2 месяца.Расписание и стоимость билетов можно уточнить здесь.
Высокоскоростные поезда, следующие в Германию: Франкфурт, Мюнхен, Штутгарт и др. Поезда из Парижа отправляются с Восточного вокзала (Gare de l’Est).
Время пути до Франкфурта: 3 часа 50 минСтоимость билетов: от 39 € туда и обратно
Стоимость указана при условии раннего бронирования за 2 месяца.Расписание и стоимость билетов можно уточнить здесь.
www.arrivo.ru