Какое же путешествие без железной дороги?! Нет, через океан рельсы пока не проложены и перелететь его на самолёте сподручнее. Но если ехать относительно недалеко, бронь ж-д билетов просто необходима. При электронной брони вам нужен не сам билет, а лишь паспорт. Получается, что билеты на поезд в ближайшем будущем станут экспонатами музеев? А какими билеты были лет 150 тому назад? И где они впервые появились? Наверное там, где появилась первая железная дорога, в Англии.Первыми билетами служили квитанции. Их заполняли вручную, квитанций было три – для пассажира, для ревизора и для отчёта. Третий экземпляр оставался в кассе. Но уже в 1832 году их заменили на восьмиугольные латунные жетоны, на них наносили название компании, станцию назначения и номер.На нашей первой железнодорожной ветке, соединяющей столицу – Санкт Петербург с Царским селом -тоже выпустили жетоны, но не восьмиугольные, а четырёхугольные. Однако Его Величество Николай I, приказавший построить первую российскую железную дорогу, вряд ли держал жетон в руках. Получается, что Государь-Император был первым железнодорожным «зайцем».А те картонные карточки, которые много десятилетий использовались, как проездной документ, впервые появились тоже в Англии в 1836 году. Изобрёл их Томас Эдмондсон ( не путайте с Эдисоном – тот придумал электрическую лампочку, широко применяемую на железной дороге вообще и в билетных кассах в частности) . Эдмондсон также придумал билетопечатающую машину и из Англии картонные билетные карточки стали распространяться по всему миру. Железные дороги строились повсеместно, билетопечатающие прессы Томаса Эдмондсона, производимые в Манчестере, активно экспортировались.
В Чехии в 30-х годах ХХ века в городке Липник над Бечвою железнодорожная станция могла выглядеть так и, наверняка в кассе стоял билетопечатающий пресс Эдомондсона.
Макет железнодорожной станции. Чехия. Липник над БечвойВ XX веке билетная система в нашей стране развивалась по своим советским принципам. Например, в 1930-е годы билетный кассир Петр Аладин предложил компостировать билеты непосредственно в поездах.Как и у всех специалистов, у железнодорожных кассиров был и свой жаргон, например билеты назывались «рвачки» и «единички». (Сразу приходит на ум, что на чешском языке билет – “езденка” :)). На некоторых станциях до конца 70-х годов билеты печатали на громоздкой, похожей на пианино, машине «Волхов». Она работала как печатный пресс, на котором кассир набирал тарифный пояс, цену – этот корешок отрывали, поэтому такие билеты назывались «рвачками». Позже стали выпускать «единички» – в них от руки вписывали место в вагоне.Когда в 1989 году в кассах установили систему «Экспресс», у кассиров появилось ещё одно обозначение билетов – «ручник». На новую систему перевели одновременно все кассы и, поначалу, она давала сбои. Поэтому билеты приходилось оформлять вручную – ножницами на бланке вырезать скорость, цену, степень комфортности – поэтому края у билета были неровные. Номер поезда, станцию назначения заполняли от руки карандашом. Ведь за каждый пронумерованный бланк кассиру нужно было отчитаться! Цену по-старинке набивали компостером. Такие «ручники» собирали немалые очереди в кассах.В 1990-х годах билетные спекулянты исчезли как класс – в билеты стали заносить паспортные данные пассажира.Теперь железнодорожные билеты можно купить не выходя из дома через интернет и сами билеты вскоре станут музейными экспонатами. Во многих странах открываются экспозиции, посвящённые истории железной дороги, мы посетили одну из них в Чехии. А железнодорожные вокзалы напоминают дворцы. Например, в Гданьске или в Амстердаме.
В Гданьске установлена очаровательная скульптурная композиция, посвящённая пассажирам.
Гданьск. Скульптурная группа “Пассажиры”Закончить этот небольшой обзор мы хотели бы привычным “Граждане, будьте внимательными, не составляйте свои вещи без присмотра, не доверяйте их случайным попутчикам!”
kraeved1147.ru
Наверное, нет такого человека в России, который хотя бы раз в своей жизни не был пассажиром поезда. Командировки, посещение родственников, путешествия – вот лишь неполный перечень поездок. Многие люди предпочитают поезд практически всем другим видам транспорта.
Конечно, в первую очередь следует помнить, что, приобретая билет на поезд, пассажир заключает договор с компанией, которая обеспечивает железнодорожные перевозки. По этому договору железная дорога обязуется предоставить пассажиру определенную услугу: перевезти его самого и багаж в пункт назначения, предоставив место в поезде, согласно купленному билету, и обеспечить за отдельную плату дополнительные услуги ( подать чай или кофе, предоставить постельное белье).Пассажир же обязуется оплатить проезд и перевозку багажа, если багаж, конечно, превышает допустимые стандарты. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется проездным документом (билетом), сдача пассажиром багажа — багажной квитанцией.
Итак, разберем, какие есть права у пассажиров поезда?
Согласно п. 13г Правил перевозки вы можете занимать во время поездки свободное место более высокой категории, но на условиях и в порядке, которые определены правилами оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузобагажа, грузов и багажа ж/д транспортом. Сделать это можно прямо в пути, доплатив разницу начальнику поезда.
На практике это означает, что вы имеете право перейти в купейный вагон из плацкартного или в СВ из купе, доплатив разницу в цене при наличии свободных мест в нужном вам вагоне. И никто вам не может отказать в этом!
Если вам нужно выехать раньше того времени, которое указано в вашем билете, то вы можете это сделать на основании п. 13з Правил перевозки. Согласно этому пункту вы можете отправиться поездом, который уезжает раньше того, на который были приобретены билеты – при этом делается отметка в ж/д кассе по правилам услуг по перевозке пассажиров, а также грузобагажа, грузов и багажа ж/д транспортом. Естественно, при наличии свободных мест в уходящем ранее поезде.
Если вы опоздали на посадку в поезд на станции отправления не более чем на 12 часов, то вы имеете право возобновить действие своего билета на другой поезд с доплатой стоимости плацкарты или получить обратно стоимость проезда за вычетом стоимости плацкарты (п. 13м Правил перевозки). В случае опоздания по болезни или в результате несчастного случая срок опоздания может составлять до 5 дней.
Если вы путешествуете несколькими поездами с пересадкой, и вы опоздали на посадку в очередной состав в пункте пересадки по причине опоздания поезда, на котором вы ехали ранее, то вы имеете полное право на возврат полной стоимости билета на ушедший без вас поезд или оформление нового билета на следующий поезд без дополнительной оплаты (п. 13к Правил перевозки).
Если по каким-то причинам отправление вашего поезда задерживается или отменено вовсе, то вы имеете право на возврат полной стоимости проезда независимо от срока возврата билета до отправления поезда (пункт 13и Правил перевозки). То есть вы можете прийти в кассу за 2 минуты до времени отправления по расписанию, и вам будут обязаны вернуть полную стоимость билета.
В случае задержки отправления поезда или его опоздания на железнодорожную станцию назначения пассажир вправе предъявить претензию об уплате штрафа. За задержку отправления поезда или за его опоздание на станцию назначения перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере 3% стоимости проезда за каждый час задержки, но не более чем в размере стоимости проезда, если не докажет, что задержка или опоздание поезда произошли вследствие обстоятельств, не зависящих от перевозчика (ст. 110 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта РФ» № 18-ФЗ). При этом задержка отправления или опоздание поезда менее чем на 1 час в расчет не принимаются (п. 76 Правил перевозки).
Помимо штрафа пассажир имеет право потребовать возмещения иных причиненных ему убытков, в том числе упущенной выгоды и морального вреда.
Для этого после получения справки об опоздании поезда вы должны в течение 45 дней подать заявление начальнику станции с копиями справки и билета, причем заявление можно отправить почтой с уведомлением. Выплатить компенсацию вам должны в течение 30 дней.
Согласно п. 76 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.03.2005 № 111, уплата пассажиру штрафа не производится по бесплатным проездным документам (билетам), а по проездным документам (билетам), оформленным со скидкой, производится, исходя из уплаченной стоимости проезда.
Если вам не предоставили места согласно билету, вам обязаны предоставить место в этом же поезде даже из более высокой категории без взимания доплаты. При согласии занять место меньшей стоимости вам вернут разницу. При отказе от замены должны вернуть сумму стоимости проезда со всеми сборами (п. 13е Правил перевозки) или продлить срок действия вашего билета до следующего поезда.
При возврате в железнодорожную билетную кассу неиспользованного билета на поезд дальнего следования вы имеете право (п. 25 Правил перевозки):
— не позднее, чем за 8 часов до отправления поезда, получить обратно средства в размере стоимости проезда, состоящей из стоимости билета и стоимости плацкарты;
— менее чем за 8 часов, но не позднее чем за 2 часа до отправления поезда, получить обратно средства в размере стоимости билета и 50% стоимости плацкарты;
— менее чем за 2 часа до отправления поезда получить обратно средства в размере стоимости билета. Стоимость плацкарты в таком случае не выплачивается.
Пункт 28 Правил перевозки гласит, что утерянный или испорченный пассажиром билет на поезд дальнего следования не возобновляется, если он не может быть восстановлен или идентифицирован перевозчиком. В этом случае и средства, уплаченные за билет, пассажиру не возвращаются.
Если пассажир сможет представить перевозчику сведения, которые подтвердят приобретение утерянного или испорченного билета на конкретное место в соответствующем поезде, то перевозчик выдаст пассажиру новый билет взамен утерянного или испорченного, без взимания стоимости проезда.
Возврат средств пассажиру за утерянный билет, который может быть восстановлен или идентифицирован, перевозчиком не производится.
Кстати, утерянный или испорченный билет на поезд пригородного сообщения не возобновляется, и возврат средств за него также не производится.
Мало кто знает, что вход в туалет для пассажиров – бесплатный. Пользоваться вокзальным туалетом по билету вы можете за сутки до отправления поезда и в течение суток после прибытия в точку назначения. Кстати, в отличие от поезда паспорт при входе в туалет не спрашивают. Если вы хотите бесплатно пройти в туалет на железнодорожном вокзале, просто предъявите кассиру свой билет. Если возникнут проблемы, обратитесь к администратору вокзала или напомните кассиру о 80-й статье Устава железнодорожного транспорта РФ. Там написано, что пассажир имеет право на бесплатное пользование туалетами при наличии билета.
Таким образом, это — основные права пассажиров поезда. Необходимо знать их, чтобы понимать, где ваше право было нарушено и как его восстановить.
Читайте также:Травма в общественном транспорте
www.zakon-dlya-vseh.ru
Лето в самом разгаре, а это значит, что количество путешествий поездом увеличивается: детей нужно отвезти к бабушке, долгожданный отпуск или просто экскурсия. Какие есть права пассажиров в поезде? Что нужно знать, чтобы поездка не превратилась в кошмар?
Если вы отстали от поезда, как вернуть вещи и доехать до нужной станции? Что делать, если у вас украли билет? Сдавать постель или ее должен собрать проводник? Все, что важно знать, если вы путешествуете поездом, вы найдете в этой статье.
Положительные тенденции на железной дороге видны невооруженным взглядом: у нас все меняется и поездов с проблемами и проблемными проводниками становится все меньше. Но все же стоит знать, что можно требовать в поезде, а чего нельзя . Хотя, чего нельзя, вам и так доходчиво объяснит проводник.
Стоит запомнить главное — у пассажира есть права, зафиксированные в официальных документах. Мы составили список основных моментов, которые должен знать каждый пассажир.
СЕРВИС И УСЛУГИ В ПОЕЗДЕ
1. Не терпите хамство персонала.
Даже если проводник не в духе, в его прямые обязанности входит вежливость. Доброжелательность — работа проводника и стюарда, если он этого не понял, то над ним есть много вышестоящих инстанций, которые могут ему это объяснить. Начните с начальника поезда, надо же улучшать сервис в наших поездах!
2. Пользуйтесь горячей водой и медикаментами.
Это бесплатно и будьте уверены, что это включено в жд билет.
3. Потише музыку!
Нигде, ни в одних правилах не указано, что вы обязаны ее слушать. Лично я не хочу становиться фанатом Софии Ротару.
4. Одеяло в любой сезон.
Ночи разные бывают и щели в окнах тоже.
5. Туалетная бумага и мыло должны присутствовать.
Но я бы пользовался своими.
6. Ремень безопасности для детей и взрослых, спящих на второй полке, есть у проводника.
Кстати очень удобная вещь при поездках с маленькими детьми, если вам не удалось взять билет на поезд с нижним местом. Лично моя жена предпочитает верхнюю полку с ремнем, на который можно уверенно опереться, варианту, когда спишь и при каждом качании вагона бьешься головой о столик.
Если в ответ от проводника вы услышали, что такого нет у него в вагоне. Попросите поискать в других вагонах, или пусть спросит у начальника поезда, у него всегда есть. Эти ремни безопасности есть всегда. Только лень искать.
Если вам нашли не очень свежую модель, то проверьте ее на прочность.
7. Вы имеете право требовать от курящих не курить.
Точнее, имеете право требовать от проводника, чтобы он навел порядок и запретил курящим курить.
8. Разбудить вас на вашей станции обязанность проводника.
Извините за жалобу, сам с этим сталкивался, и не раз мне об этом рассказывали — проводники в пути бывают не трезвыми. Настоятельно посоветуйте такому проводнику разбудить вас обязательно. Думаю, начальнику поезда его состояние не сильно понравится.
9. Чай и кофе.Если он у вас вписан в жд билет.
10. Багаж: перевозите свои вещи, если их вес не больше 36 кг.
11. Требуйте, чтобы проводник прекратил пьянку в соседнем купе или удалил нетрезвого буяна из вагона.
НАБОЛЕВШЕЕ ПРО ПОСТЕЛЬ
Порой мы так привыкли к некоторым вещам, что сами верим, что обязаны их делать. Например, собирать постель по требованию проводника… Давайте посмотрим, что сказано в правилах на этот счет.
12. Постельное белье включено в билет.Как правило, постельное белье должно быть по умолчанию в железнодорожном билете, если вы от него не отказались (3-я строка снизу, обозначенная ПБ).
13. Вы имеете право не сдавать постель.
И даже не убирать ее. Ушли те времена, когда по поезду гонялись за каждым полотенцем. А на громкий крик проводника «Сдаем постели!», можете смело ткнуть пальцев в должностную инструкцию, которая висит прямо возле купе проводников. Там черным по белому написано в пункте 3.1.9: «Уборка постельного белья входит в обязанности проводника».
14. Расстелить постель может проводник.
Действительно, вы можете попросить проводника расстелить вам постель, особенно, если вы пожилой человек, беременная женщина, пара с детьми, да и просто по какой-то причине не можете этого сделать. Это тоже указано в той же должностной инструкции.
15. Квитанция за постельное белье.
Если вам по какой-то причине не включили белье в постель и вы берете ее у проводника в поезде, то он обязан вам дать квитанцию, которая, как правило, очень кстати, если вы в командировке и за все с вас потребуют отчетности.
16. Можно спать в любое время.
Особенно, если вы не желаете, что бы верхние соседи заседали у вас на постели. Обратите внимание, что в обязанности проводников входит поднимать и опускать верхние полки.
ТО, ЧТО ПАССАЖИРЫ НЕ ЗНАЮТ, А ЗНАТЬ СТОИТ
Если на вашем месте уже кто-то сидит, вам обязаны дать новое место.
Если у вас есть билет, и ваше место кем-то занято, то вам обязаны предоставить новое место, даже если оно есть только в вагоне классом выше (без доплаты). А если место в вагоне классом ниже, то вам должны отдать деньги, разницу в стоимости билетов.
18. Если вы случайно сели не в тот поезд, то имеете право бесплатно вернуться на первоначальную станцию.
19. Можно сесть в поезд, если вы не успели купить жд билет.
Если вы не успели купить билет на поезд, но вам очень-очень нужно ехать, вы можете подойти прямо к поезду и сесть в него при наличии свободных мест, с разрешения начальника поезда. При этом вы не «заяц», договорившийся с проводником по грабительскому курсу, а получите стандартный жд билет по стандартной цене.
20. Если вы проехали свою свою станцию, то можете вернуться обратно бесплатно.
21. Что делать, если вы отстали от поезда.
Алгоритм действия прост: в этом случае вам нужно сразу найти начальника станции, объяснить ситуацию. Он в свою очередь оповестит начальника поезда и тот на ближайшей станции снимет ваши вещи с поезда. Доехать до них вы можете бесплатно и продолжить поездку тоже, если обновите билет.
22. Садиться можно в любой вагон поезда.
Если вы не успеваете добежать до вашего вагона, то садитесь в любой вагон поезда. Особенно на промежуточных станциях, где стоянка очень маленькая по времени.
ПО ПОВОДУ ОРИГИНАЛОВ ДОКУМЕНТОВ
для посадки в поезд нужны жд билеты и свидетельства о рождении детей.
23. Берите с собой оригиналы документов (свидетельства о рождении детей, студенческие, пенсионные и т.д.)
В правилах, действительно, указано, что проводники и стюарды обязаны проверять оригиналы документов, подтверждающих льготы. Однако, там не указано, что людей, забывших оригиналы нельзя пускать в вагон. Не допускаются в поезд только те люди, у которых нет билетов, порваны билеты или они не правильно оформлены.
В поезд иногда пускают даже, если вы забыли билеты и ваши родственники могут предъявить билет на вокзале, т.е. доказать его наличие, в течение часа после отправления поезда. Наш вам совет: старайтесь обязательно взять оригинал документов, но если вы их случайно забыли, у вас есть все шансы убедить сотрудников железной дороги пропустить вас в поезд.
Единственное, чего вам не стоит делать — так это оставлять свои вещи без присмотра. И хотя в правилах есть пункт, указывающий, что проводник должен делать все ради сохранности багажа пассажиров, но цыгане и торгаши безделушками частенько появляются в вагонах наших поездов.
Источник
thejizn.com
Поезда являются одним из важнейших видов транспорта во всем мире. Ежедневно по железным дорогам путешествуют миллионы пассажиров, и уже никого не удивляет, что можно купить билет на поезд на сайте, не выходя из дома, и сесть в поезд, просто предъявив проводнику электронный билет (посадочный купон) на бумаге (формат А4) или экране мобильного устройства и документ, удостоверяющий личность пассажира (электронная регистрация). Часто бывает достаточно только паспорта.
Первые поезда развивали «огромную» в те времена скорость — от 6 до 10 км/ч
Хотя поезда и появились намного раньше, чем автомобильный и тем более авиационный транспорт, но на самом деле возникновение железнодорожного сообщения — дело, можно сказать, недавнее. Еще 200 лет назад никто и представить себе не мог, что в скором времени люди смогут с комфортом путешествовать на любые расстояния без помощи лошадей. То же касается грузоперевозок и доставки почты: только железные дороги смогли создать на огромных территориях Америки, Европы, России единую транспортную систему, которая существенно повлияла на развитие экономики. Итак, когда и где был создан самый первый поезд в мире, и какова была его скорость?
Прототипом поезда, очень примитивным, можно назвать вагонетки, которые начали использовать в XVIII веке в Европе. Между определенными пунктами, например, шахтой и поселком, прокладывались деревянные брусья (лежни), выполнявшие роль современных рельсов. По ним и курсировали туда и обратно вагонетки, передвигаемые лошадьми или… людьми. В конце XVIII века одиночные вагонетки стали соединять между собой железными кольцами, чтобы повысить эффективность перевозок. Вот такие короткие составы из нескольких груженых вагонеток, перевозимые по деревянным рельсам с помощью лошадей, и стали прообразом тех поездов, которые используются в наше время.
Россия ненамного отстала от Англии. Первый грузовой поезд с локомотивной тягой был пущен в 1834 году, а уже в 1837 году была построена и открыта Царскосельская железная дорога, по которой со скоростью 33 км/ч курсировали пассажирские поезда. Честь создания первого российского паровоза принадлежит братьям Черепановым.
В 1804 году английский инженер-изобретатель Ричард Трейтвик продемонстрировал любопытным зрителям первый паровоз. Данная конструкция представляла собой паровой котел цилиндрической формы, к которому были прицеплены тендер (повозка с углем и местом для кочегара) и один вагон, в котором могли прокатиться желающие. Первый паровоз не вызвал особого интереса у владельцев шахт и рудников, которых как раз и хотел заинтересовать Трейтвик. Возможно, его, по сути, гениальное изобретение опередило свое время, как это часто бывает. Высокая стоимость материалов для изготовления рельсов, необходимость создавать все детали паровоза вручную, отсутствие средств и квалифицированных помощников — все эти отрицательные факторы привели к тому, что в 1811 году Трейтвик забросил свою работу.
В 60-х годах XX века был сконструирован первый реактивный поезд, чья скорость достигала 296 км/ч
Используя чертежи и наработки Трейтвика, многие европейские инженеры начали активно создавать и совершенствовать различные виды паровозов. С 1814 года было сконструировано несколько моделей («Блюхер», «Пыхтящий Билли», «Киллингворт» и т.д.), которые успешно эксплуатировались владельцами крупных копей и шахт. Первые грузовые поезда могли перевозить около 30—40 тонн груза и развивали скорость до 6—8 км/час.
19 сентября 1825 года по первой общественной железной дороге между Дарлингтоном и Стоктоном прошел первый поезд, управляемый его создателем Джорджем Стефенсоном. Поезд состоял из паровоза «Передвижение», 12 грузовых вагонов с мукой и углем и 22 вагонов с пассажирами. Масса поезда вместе с грузом и пассажирами составляла 90 тонн, скорость его движения на различных участках — от 10 до 24 км/час. Для сравнения: сегодня скорость пассажирских поездов составляет в среднем 50 км/ч, а скоростных поездов, таких как «Сапсан» — 250 км/час. В 1830 году в Англии была открыта магистраль Ливерпуль—Манчестер. В день открытия по ней прошел первый пассажирский поезд, в состав которого входил почтовый вагон — тоже первый в мире.
vokzal.ru
48. При посадке пассажира в вагон проверяются проездной документ (билет), документ, удостоверяющий его личность, на основании которого оформлен проездной документ (билет), при наличии льгот на проезд - документы, подтверждающие право на льготы, а также соответствие веса, габаритов ручной клади пассажира установленным нормам.
При несоответствии фамилии пассажира или номера документа, удостоверяющего личность, соответственно фамилии или номеру документа, указанным в предъявляемом проездном документе (билете), при отсутствии или изменении (исправлении) фамилии или номера документа, удостоверяющего личность, и иных сведений в проездном документе (билете) пассажир к посадке в поезд дальнего следования и пригородного сообщения с указанием мест не допускается.
В случае расхождения данных документа, удостоверяющего личность пассажира, с данными, указанными в проездном документе (билете) (не более одной буквы в фамилии и не более одной цифры в номере), пассажир допускается для проезда в поезде дальнего следования или пригородного сообщения с указанием мест. (если буквы или цифры перепутаны местами, то это считается как две ошибки).
Если при посадке в поезд пассажир предъявляет проездной документ (билет), фамилия пассажира в котором не соответствует фамилии в документе, удостоверяющем личность пассажира, и документ, подтверждающий факт изменения фамилии, то такой пассажир допускается для проезда в поезде дальнего следования и пригородного сообщения с указанием мест.
49. Посадка пассажиров производится в вагон, указанный в проездном документе (билете). На промежуточных станциях посадка пассажиров допускается в любой вагон поезда с последующим переходом в вагон, указанный в проездном документе (билете).
Проезд в поезде пригородного сообщения определенной категории допускается только при предъявлении проездного документа (билета) на поезд пригородного сообщения данной категории.
50. При посадке в поезд пригородного сообщения без указания мест пассажир в случае проведения контроля предъявляет проездной документ (билет), а при наличии льгот на проезд предъявляет также документы, подтверждающие право на льготы.
Права и обязанности пассажиров при проезде в поезде
51. Каждый пассажир имеет право при наличии проездного документа (билета) занимать место, указанное в его проездном документе (билете), при проезде в поезде дальнего следования и пригородного сообщения с указанием мест. При наличии свободных мест пассажиру могут быть предоставлены дополнительные места при условии оплаты их полной стоимости и оформлении дополнительных проездных документов (билетов). Проезд иных лиц на оплаченных пассажиром местах не допускается.
52. Проездные документы (билеты), приобретенные пассажирами на поезда дальнего следования и пригородного сообщения, действительны на время следования поезда или вагона беспересадочного сообщения, с которым следует пассажир до пункта своего назначения.
53. При проезде в поезде дальнего следования в вагоне с местами для лежания пассажир по своему желанию и за отдельную плату обеспечивается комплектом постельного белья, если стоимость комплекта постельного белья не включена в стоимость проезда. Пункт 32 Правил оказания услуг.
Проводники вагонов доставляют комплекты постельного белья на места пассажиров. Запрещается пользование постельными принадлежностями без постельного белья. Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте.
По желанию пассажира проводник вагона может заменить в пути следования использованный комплект постельного белья на новый за отдельную плату.
54. Проводники вагонов предупреждают пассажиров о подходе поезда к станции их назначения не позднее чем за 30 минут.
55. О каждом несчастном случае, происшедшем на железнодорожном транспорте с пассажиром, составляется акт о несчастном случае и вручается пострадавшему пассажиру или иному лицу, уполномоченному на получение такого акта.
Безбилетный проезд
56. Безбилетным является гражданин, обнаруженный без проездного документа (билета) или предъявивший недействительный проездной документ (билет) при проведении контроля:
в поезде дальнего следования или пригородного сообщения;
непосредственно после окончания поездки в поезде пригородного сообщения.
57. Безбилетный гражданин, обнаруженный в поезде дальнего следования, обязан оплатить стоимость проезда от станции посадки до ближайшей станции, на которой он удаляется из поезда, если нет возможности оформить проезд на свободное место в поезде. Проезд оформляется без предоставления места.
Безбилетный гражданин, обнаруженный в поезде пригородного сообщения, обязан оплатить стоимость проезда от станции посадки до станции своего назначения. При этом с него взимается сбор за оформление проездного документа (билета) в поезде. Если безбилетный гражданин заявляет о желании покинуть поезд, он оплачивает стоимость проезда до станции, на которой покинет поезд, и сбор за оформление проездного документа (билета) в поезде.
В случае отказа оплатить стоимость проезда и покинуть поезд безбилетный гражданин удаляется из поезда перевозчиком на ближайшей станции или остановочном пункте.
58. Безбилетный гражданин, обнаруженный при проведении контроля после окончания поездки на поезде пригородного сообщения, обязан оплатить на станции назначения стоимость проезда от станции посадки до станции назначения и сбор за оформление проездного документа (билета).
59. Пассажир, совершивший посадку в поезд пригородного сообщения на станциях, остановочных пунктах, где отсутствуют билетные кассы и терминалы самообслуживания, не является безбилетным гражданином и обязан оплатить стоимость проезда от станции посадки до станции своего назначения в поезде или после окончания поездки на станции назначения. При этом сбор за оформление проездного документа (билета) и провоза ручной клади не взимается.
60. При проезде в поезде дальнего следования по проездному документу (билету), оформленному по тарифу на перевозку детей, пассажира в возрасте старше 10 лет на момент отправления поезда, с такого пассажира взимается разница между стоимостью проездных документов (билетов), оформленных по тарифу на перевозку взрослого пассажира и тарифу на перевозку детей от станции отправления до станции назначения пассажира.
61. Перевозка больных пассажиров, требующих изоляции от других пассажиров, производится с сопровождающими в отдельных купе по предъявлении соответствующего медицинского заключения. Оформление проездных документов (билетов) производится при наличии свободного купе на ближайший поезд и с оплатой всех мест в купе.
Изменения условий проезда
62. При невозможности предоставить пассажиру место в вагоне согласно проездному документу (билету) перевозчик обязан предоставить такому пассажиру при его согласии место в другом вагоне, в том числе в вагоне более высокой категории, без взимания доплаты. В случае, если пассажиру предоставлено с его согласия место, стоимость которого ниже стоимости купленного им проездного документа (билета), пассажиру возвращается разница в стоимости проезда. Пункт 31 Правил оказания услуг.
При переводе пассажира на место, стоимость которого ниже стоимости купленного им проездного документа (билета), выплата разницы в стоимости проезда производится по предъявлении акта. Акт с указанием номера поезда, вагона, проездного документа (билета), числа, месяца, станции, на которой произведен перевод, и фамилии пассажира выдается пассажиру начальником (механиком-бригадиром) пассажирского поезда.
При отказе пассажира от предложенного ему места в этом же поезде или в другом поезде начальник (механик-бригадир) пассажирского поезда составляет акт, в котором указывается фамилия пассажира, номер проездного документа (билета), причины непредоставления места, и передает его пассажиру.
63. Пассажир имеет право при проезде в поезде дальнего следования занять в пути следования свободное место в вагоне более высокой категории.
Статья 83 Устава железнодорожного транспорта.
О своем желании перейти в вагон более высокой категории пассажир должен сообщить начальнику (механику-бригадиру) пассажирского поезда через проводника вагона.
На направлениях движения поездов, где продажа проездных документов (билетов) полностью автоматизирована, начальник (механик-бригадир) пассажирского поезда при желании пассажира переводит его на другое место в вагоне более высокой категории, при возможности получения информации о том, что это место свободно на всем пути следования поезда.
При переходе пассажира по его желанию в пути следования в вагон более высокой категории ему оформляется проездной документ (билет) с оплатой разницы в стоимости проезда. За переоформление проездного документа (билета) взимается сбор.
Остановка в пути следования
64. Пассажир имеет право при проезде в поезде дальнего следования делать остановку в пути следования с продлением срока действия проездного документа (билета) не более чем на 10 суток.
65. Для остановки в пути следования пассажир должен предъявить свой проездной документ (билет) в билетной кассе на станции остановки для проставления на нем отметки об остановке в течение 3 часов с момента прибытия на станцию поезда, с которым он следовал.
66. При возобновлении поездки пассажир оплачивает стоимость плацкарты, иные платежи, возникающие при изменении условий проезда, и сбор за переоформление проездного документа (билета).
При оформлении проездных документов (билетов) для проезда пассажира в поезде или вагоне нижеоплачиваемой категории разница в стоимости билета не возвращается.
При отсутствии после остановки пассажира компостирования на проездном документе (билете) такой проездной документ (билет) считается недействительным.
67. Возобновление поездки после остановки в пути следования производится в поезд и вагон того перевозчика, в который был оформлен первоначальный проездной документ (билет).
68. Если пассажир в первоначальном пункте отправления приобрел проездные документы (билеты) от станций пересадок, а в пути следования по первому проездному документу (билету) решил сделать остановку на срок, не позволяющий выехать из пунктов пересадок в срок, указанный на остальных проездных документах (билетах), то эти проездные документы (билеты) считаются недействительными, если они не возвращены в сроки, установленные статьей 83 Устава железнодорожного транспорта.
69. Пассажиры, имеющие право льготного или бесплатного проезда и следующие с пересадками, при желании сделать остановку в пункте пересадки должны в течение 24 часов с момента прибытия поезда на станцию проставить соответствующую отметку у перевозчика на проездном документе (билете), оформленном от первоначального пункта отправления.
(Остановка в пути следования. В соответствии со статьей 92 Транспортного устава при проезде в поездах дальнего и местного следования пассажир имеет право делать остановку в пути следования с продлением срока действия проездного документа (билета) не более чем на 10 суток. При этом пассажир должен предъявить свой проездной документ (билет) администрации станции (вокзала) в течение 4 часов с момента прибытия на станцию поезда, с которым он следовал, для проставления на проездном документе (билете) отметки об остановке в соответствии с приложением N 1 к настоящим Правилам. При желании пассажира возобновить поездку на проездном документе (билете) проставляется новый компостер. Пассажир при этом оплачивает стоимость плацкарты. На станции остановки пассажира, оборудованной системой "Экспресс", оплата за плацкарту на дальнейший путь следования оформляется на проездном документе (билете) через систему "Экспресс", а на станции остановки, не оборудованной системой "Экспресс", оформляется по квитанции разных сборов. При отсутствии после остановки пассажира на проездном документе (билете) нового компостера проездной документ (билет) считается недействительным. Компостирование проездного документа (билета) через систему "Экспресс" осуществляется на его оборотной стороне. При дальнейшем после остановки следовании пассажира в поезде или вагоне нижеоплачиваемой категории разница в стоимости билета не возвращается. Пассажир, сделавший остановку в пути следования с продлением срока действия проездного документа (билета), не вправе больше прерывать свою поездку за исключением лиц, предусмотренных в настоящем пункте. Инвалидам Великой Отечественной войны и участникам Великой Отечественной войны, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, Героям Социалистического труда, лицам, награжденным орденами Славы трех степеней, орденами Трудовой Славы трех степеней и орденами "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" трех степеней, а также лицам, сопровождающим инвалидов Великой Отечественной войны I группы при проезде по бесплатным или льготным проездным документам (билетам) разрешается в пути следования дополнительно делать две остановки (всего три) со сроком пребывания в каждом пункте до 10 суток. Лицу, следующему с инвалидом Великой Отечественной войны или участником Великой Отечественной войны (не более одного лица), также разрешается в пути следования делать указанные дополнительные остановки. Для остановки в пункте пересадки на срок более чем 24 часа лица, пользующиеся правом бесплатного или льготного проезда, должны сделать в течение 24 часов соответствующую отметку у администрации станции (вокзала) на проездном документе (билете), оформленном от первоначального пункта отправления. Если пассажир в первоначальном пункте отправления приобрел сразу два или более проездных документов (билетов) от станций пересадок, а в пути следования по первому проездному документу (билету) решил сделать остановку на срок, не позволяющий выехать из пунктов пересадок в срок, указанный на остальных проездных документах (билетах), то эти проездные документы (билеты) утрачивают свою действительность, если они не возвращены в сроки, установленные статьей 92 Транспортного устава.)
cyberpedia.su
Не за горами череда майских праздников, поэтому самое время вспомнить о своих правах в поезде.
Журналист 056.ua проштудировал главные документы "Укрзалізниці" по перевозке пассажиров: «Правила перевозки пассажиров, багажа, грузового багажа и почты железнодорожным транспортом Украины» и «Правила поведения пассажиров на железнодорожном транспорте».
Топ-5 советов при путешествии на поезде:
1. Если вы купили электронный билет с QR кодом, не обменивайте его на обычный. Распечатайте, но показывайте его со смартфона. Если проводники не смогут его отсканировать, это их проблемы, а не ваши. Сканировать билет должен проводник, а не вы. Если у него нет, сканера, то он должен пойти за ним, а не вы.
2. Вы можете пользоваться розетками в вагонах поезда бесплатно в любое время, это не зависит от того, стоит поезд или едет.
Постель собирает проводник, а не вы. Все призывы сдать постельное белье игнорируйте.
3. Постельное белье должно выдаваться в герметичных пакетах. Если пакет надорван, вы имеете право его заменить на герметичный.
4. Если вы обнаружили плохо выстиранное постельное белье (с пятнами), требуйте его замену, даже если все комплекты будут такими. Обычно, после третьего грязного комплекта, вам принесут чистый из спального вагона.
Постель собирает проводник, а не вы. Все призывы сдать постельное белье игнорируйте.
5. Температурный режим должен быть комфортным для поездки. Если вам очень жарко или холодно - вызывайте начальника поезда с правовыми нормами перевозки пассажиров. В них вы сможете увидеть разрешенные температурные нормы перевозки пассажиров в разные сезоны. Если условия перевозки не соответствуют указанным, начальник поезда может вам бесплатно предоставить такое же по классу место в другом вагоне, или же бесплатно повысить класс.
Самые распространенные вопросы от пассажиров
1. Могу ли я перевезти ребенка до 5 лет бесплатно?
2.8.1. Ребенок до 5 лет, если он не занимает отдельного места, перевозится со взрослым пассажиром бесплатно.
2. Что делать, если я хочу перевезти больше 1-го ребенка до 5 лет?
2.8.2. При поездке больше 1 ребенка до 5 лет пассажир должен дополнительно купить детский билет на каждое место, которое занимается детьми, но не больше двух детей на одно место.
3. Я хочу перевезти ребенка 6-10 лет.
2.8.3. Для перевозки ребенка возраста от 5 до 10 лет пассажир должен приобрести детский проездной документ, который дает право на занятие места на равне со взрослым пассажиром.
2.8.4. Пассажир, который перевозит ребенка до 10 лет, должен иметь документ, который подтверждает возраст ребенка, и показывать его контролирующим особам, во время посадки в поезд и в пути следования.
2.8.6. Стоимость проезда для детей от 5 до 10 лет составляет 50 процентов от стоимости проезда взрослого пассажира.
2.8.7. Дети до 10 лет допускаются до перевозки в пассажирских и пригородных поездах только в сопровождении взрослых.
4. Надо ли платить деньги, если я хочу воспользоваться аптечкой в вагоне?
2.13.6. Медикаменты из поездной аптечки в медицински необходимых количествах, а также кипяченая или охлажденная вода выдаются пассажирам бесплатно.
5. Как перевезти крупную аппаратуру в поезде?
3.1.8. Перевозка с собой не портативной аппаратуры (телевизоров, видеокамер, радиоприемников, компьютеров) допускается не больше одного предмета на проездной документ с оплатой, как 30 кг. багажа.
Вышеназванная аппаратура размещается:
- в вагонах со спальными местами - в местах, обозначенных в проездном документе;
- в общих вагонах пассажирских поездов и в пассажирских вагонах пригородных поездов - на верхних полках вагонов;
- в вагонах электро- и дизель-поездов - на полу первого купе.
Не принимаются к перевозке в любом вагоне аппаратура и другие предметы, размеры которых превышают 180 см.
Кроме этого к перевозке в вагонах со спальными местами не принимается аппаратура, которая по своим размерам больше, чем дверь в купе.
6. Как перевозить собак (больших и маленьких)?
3.1.9. Собаки больших пород в пригородных електро- и дизель-поездах, пассажирских и скорых поездах, пригородных поездах с вагонами локомотивной тяги перевозятся в крайних тамбурах первого и последнего вагона поезда (не больше 2 собак) в намордниках на металлической или крепкой кожаной привязи под присмотром сопровождающего, команды которого собака выполняет.
Собаки малых пород перевозятся в пригородных поездах на руках или под лавкою, на которой сидит собственник собаки.
3.1.10. Перевозка собак больших пород в купе пассажирского или скорого поезда возможна только в купейном или мягком вагоне, при условии выкупа собственником собаки всех мест в купе и предъявлении справки ветврача про возможность перевозки собаки, по которой можно идентифицировать породу данной собаки (указаны приметы и т.п.).
Для групповых перевозок больших собак (больше 5) организатор перевозки должен составить соглашение с собственником вагона на аренду или заказ спецвагона.
7. Проводник открыл только один туалет в вагоне. Он сказал, что другой туалет для него. Так ли это?
2.13.2. На всем пути направления пассажирам предоставляется возможность пользоваться имеющимися в наличии в вагоне двумя санитарными узлами, для чего проводник вагона обязан держать их открытыми. Пользование санитарными узлами прекращается при прохождении поезда через станции и санитарные зоны, о чём за 30 минут пассажиры извещаются проводником или через поездное радио.
8. Меня не пускают в поезд, говорят, что мое место уже занято. Что делать?
2.12.6 В случае неправильного оформления кассой проездных документов или выдаче проездного документа без наличия свободных мест в вагоне, продажи двух проездных документов на одно место, начальник поезда и проводник вагона обязаны допустить пассажира в вагон и принять меры для предоставления ему места в поезде.
9. Я сел в поезд, но мое место уже занято. Что делать?
2.12.7. В случае отсутствия места в вагоне, к которому приобретен проездной документ, начальник поезда обязан предоставить пассажиру, по его согласию, место в другом вагоне (в том числе и более высокой категории без взыскания доплаты). Если же пассажиру предоставлено место низшей категории, то ему возвращается разница стоимости проезда.
10. Я еду в поезде, который опаздывает на станцию, где я делаю пересадку. Что делать?
10.2.1. В случае отмены поезда или задержки его отправки более чем 1 час, изменения маршрута поезда, в результате чего поезд не направляется через станцию, указанную в билете, прибытие поезда в пункт пересадки пассажира после отправки следующего поезда, (т.е. пересадки), железная дорога несет ответственность перед пассажиром, а именно проводится вычет суммы со стоимости проезда, независимо от сроков возвращения проездных документов. Железная дорога обязана отправить пассажира и его багаж, таким поездом, который отправляется к той же станции назначения, так, чтобы пассажир прибыл на эту станцию с наименьшим опозданием.
11. Я ошибочно сел в вагон другой категории от отмеченного в билете. Могут ли меня оштрафовать?
8.3.2. С пассажира, обнаруженного в вагоне высшей категории с проездным документом, который не дает права на проезд в нем, штраф не берется. Пассажир обязан перейти в вагон, который отвечает его проездному документу, или может при наличии свободных мест остаться в данном вагоне со внесением соответствующей доплаты за расстояние от станции фактического занятия места.
12. Мне очень надо ехать (на похороны, для предоставления помощи больному, пострадавшему), но я не успел приобрести билет в кассе. Что делать?
2.23.1 В исключительных случаях т.е., при предъявлении любыми гражданами телеграфно заверенного вызова на похороны, предоставления помощи пострадавшему, больному и тому подобное, с разрешения начальника поезда позволяется посадка пассажиров в поезд, если они не успели приобрести проездные документы в кассе. При этом посадка позволяется только в вагон, в котором находится начальник поезда, со следующим оформлением проезда за квитанцией различных сборов: в течение 1 часа. С момента отправки поезда из пункта формирования (оборота) и в течение 30 минут с промежуточных станций, без взыскания штрафов.
13. Я попросил проводника разбудить меня перед станцией, но он забыл сделать это и я проехал свою станцию. Что делать?
2.21.1. Проводники вагонов обязаны предупреждать пассажиров не позже как за 30 минут прибытия поезда к станции, указанной в проездном документе.
2.21.2. О каждом случае проезда пассажира станции назначения состоит акт за подписью начальника поезда, проводника вагона и пассажира, который удостоверяется штампом станции. Этим актом предоставляется право пассажиру вернуться к станции назначения бесплатно.
14. Я ошибочно сел в поезд не того направления. Что делать?
2.13.13. Если пассажир ошибочно сел в поезд не того направления, который указан в проездном документе, то он должен покинуть его на ближайшей станции. В этом случае начальник поезда составляет акт, который дает право пассажиру вернуться к станции отправки поезда без оплаты проезда.
15. Я вернулся с ошибочного поезда, но не успел на свой поезд?
2.13.13. Если после возвращения на станцию отправки пассажир не успел на поезд, отмеченный в проездном документе, то он предъявляет проездной документ вместе с актом начальнику вокзала для возобновления действия билета. Для дальнейшей поездки пассажир должен приобрести новую плацкарту и закомпостировать старый проездной документ.
16. Смогу ли я остановиться на промежуточной станции по своему маршруту?
2.15.1. Пассажир имеет право один раз осуществить прерывание поездки на любой промежуточной станции, расположенной на маршруте выданного пассажиру проездного документа.
17. Что нужно делать в случае прерывания поездки?
2.15.2. В случаях прерывания поездки (временной остановки на промежуточной станции) пассажир должен не позже 3 часов после прибытия поезда предъявить свой проездной документ дежурному по вокзалу, начальнику станции или начальнику вокзала для проставления отметки: "Станция ::.. Остановка с продолжением срока действия билета".
18. Через сколько суток я могу продолжить прерванную поездку?
2.15.2. Продолжить поездку пассажир может в срок не позже 10 суток после отправки поезда, на котором он прибыл на станцию прерывания поездки. Проездной документ следует предъявить в кассе той станции, на которой пассажир остановился, или станции, расположенной далее на маршруте направления для компостирования и оформления плацкарты.
19. Что делать, если я заболел в период прерывания поездки?
2.15.2. Если остановка была осуществлена по причине заболевания, то в соответствии с п.2.20.1, пассажир может продолжить поездку в срок не позже 10 суток после окончания лечения, после предъявления справки с места лечения или больничного.
20. Могу ли я изменить маршрут поездки после его прерывания?
2.15.4. Пассажир может после прерывания поездки изменить маршрут. Если расстояние нового маршрута превышает расстояние маршрута, указанного в проездном документе, то пассажир выплачивает стоимость проезда за разницу в расстоянии соответствующего вагона (без плацкарты) - как за новую поездку. На обратной стороне проездного документа делается запись об изменении маршрута. Если новый маршрут более короткий от указанного в проездном документе, то изменение маршрута проводится без дополнительной уплаты стоимости билетной части путем проставления отметки на обратной стороне проездного документа.
21. Если проездные документы забыты у лица, которое провожало пассажира?
2.16.1. Если проездные документы пассажира после отправки поезда остались у лица, которое его сопровождало, последний немедленно, но не позже чем через 3 часа с момента отправки поезда, должен сдать их начальнику станции (вокзала), который за стоимость провожающего дает телеграмму (телефонограмму) начальнику поезда и начальнику станции (вокзала) на пути направления, на которой за время остановки поезда можно выдать новые проездные документы. 2.16.2. Предъявленные проездные документы гасятся штемпелем: "Действие проездного документа прекращенная на станции :.".
22. Если прошло уже больше 3 часов?
2.16.4. Погашение проездных документов, предъявленных позже 3 часов после отправки поезда, не осуществляется. 2.16.5 Если в течение 4 часов после отправки пассажира с начальной станции не будет получена телеграмма (телефонограмма) от начальника станции (вокзала) отправки, то пассажир считается без билета.
23. Если я вышел что-то купить во время остановки поезда и не успел на него?
2.17.2. Пассажир, который отстал от поезда, должен обратиться к начальнику станции (вокзала), который обязан телеграфировать начальнику станции за ходом поезда, где поезд имеет остановку не меньше 10 минут, и начальнику поезда о снятии вещей и проездного документа. Телеграмма дает право пассажиру бесплатно доехать первым попутным поездом к станции, где находятся его вещи и проездной документ.
24. Где размещать мой багаж, в рундуке или на верхней полке?
Ручная поклажа размещается:
в пассажирских купейных, плацкартных и спальных вагонах:
- пассажиров, которые занимают нижние места, - в рундуках купе;
- пассажиров, которые занимают верхние места, - на третьих полках плацкартных вагонов, в нишах купейных вагонов, на верхних специальных полках спальных вагонов;
в пассажирских общих вагонах:
- пассажиров, которые занимают непарные (нечетные) места, - в рундуках под сиденьями;
- пассажиров, которые занимают парные (четные) места и места с литерою "а", - на третьих полках купе;
в пригородном поезде:
- под сиденьями и на боковой верхней полке вагона.
Запрещается размещение ручной поклажи в тамбурах вагона, коридоре салона, проходах купе, в проходе пригородного вагона.
svitmam.ua
Активное развитие железнодорожного сообщения в Российской Империи началось через семь лет после того, как первый магистральный поезд начал регулярно курсировать в Европе по маршруту Ливерпуль Манчестер. Напомним, что самый первый пассажирский поезд в мире отправился в путь 15 сентября 1830 года, и именно эту дату можно назвать отправной точкой в развитии всемирной сети железных дорог. В этой статье мы хотим подробнее осветить такой важный для России исторический момент, как зарождение железнодорожного сообщения, буквально за несколько десятков лет прочно связавшего огромные пространства страны в единое целое. Итак, когда и кем был создан первый поезд в России, с какой скоростью он перемещался, между какими населенными пунктами были проложены первые железнодорожные пути?
Первые российские поезда выглядели именно так
Слава создания первого поезда в России принадлежит талантливым инженерам-изобретателям, отцу и сыну, Ефиму Алексеевичу и Мирону Ефимовичу Черепановым, которые, несмотря на то, что они были крепостными людьми, занимали ведущие должности на заводах Нижнего Тагила. Именно Черепановы, переняв опыт английских коллег (в 1833 году Мирон Ефимович был командирован в Англию для ознакомления с устройством железных дорог), в 1834 году создали паровоз и запустили в эксплуатацию на металлургическом комбинате Нижнего Тагила первый в России поезд с локомотивной тягой. Через год Черепановыми был сконструирован более мощный паровоз, также под их руководством была проложена чугунная железная дорога, соединяющая фабрику и медный рудник.
1834 год считается официальной датой создания первого российского поезда, однако следует отметить, что данное изобретение изначально не получило признания в широких кругах в связи с тем, что топливом для паровых котлов служила дорогая древесина угольная промышленность на тот момент была практически не развита. Так что паровоз в первом российском поезде был вскоре заменен конной тягой.
Первая в России железная дорога общественного значения соединила Санкт-Петербург и Царское Село
В 1837 году состоялось торжественное открытие первого железнодорожного пути общественного значения, соединяющего Санкт-Петербург и Царское Село (позднее дорога была продлена до Павловска). В 1836 году ж/д дорога была опробована по ней пустили поезд с конной тягой. 30 октября 1837 года по Царскосельской железной дороге начал курсировать первый пассажирский поезд, локомотив и вагоны для которого экспортировали из Англии и Бельгии. Первый российский поезд доехал из Санкт-Петербурга в Царское село за 35 минут, и обратно за 27 минут, то есть его средняя скорость составила 50 км/час. Интересен тот факт, что полностью на паровую тягу поезда, курсирующие по Царскосельской железной дороге, перешли только в апреле 1838 года, до этого же времени паровозы использовались только в выходные дни, а по будням поезд приводился в движение посредством конной тяги.
Первые пассажирские поезда в России имели в своем составе вагоны четырех классов: закрытые вагоны первого и второго классов, открытые вагоны с крышей и без нее третьего и четвертого классов соответственно.
Царскосельский железнодорожный путь также приобрел и печальную славу: именно на этой ж/д дороге случилась первая катастрофа. Поскольку железные дороги того времени были однопутными, на них были обустроены специальные разъезды для поездов. Однажды невнимательный машинист (по показаниям свидетелей нетрезвый) проскочил разъезд, на котором должен был остановиться и пропустить встречный поезд. В результате лобового столкновения двух поездов погибли десятки пассажиров.
Изначальная средняя скорость российских пассажирских поездов составляла всего 32 км/час, грузовых локомотивов 16 км/час. Уже к середине 60-х годов XIX века российские поезда перемещались со скоростью 43-45 км/час. Конечно, сейчас, когда российские скоростные поезда, такие как Аллегро и Сапсан, легко развивают скорость 250 км в час, нам кажется что первые поезда перемещались черепашьим темпом. Но, поверьте, для тех времен 30-40 км/час поразительная быстрота.
vokzal.ru