МОСКВА, 6 декабря. /ТАСС/. Правительство РФ согласовало рост железнодорожных тарифов на уровне 4% с надбавкой за скорость 2%. Об этом сообщил журналистам глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) РФ Игорь Артемьев.
"Это решение (об индексации на 4% + 2%) уже принято, оно будет претворено в жизнь уже тарифным регулятором", - сообщил Артемьев.
Он отметил, что ФАС проследит, чтобы перевозки по железным дорогам осуществлялись быстрее после получения дополнительных 2% индексации.
"Теперь мы будем очень внимательно следить, чтобы железная дорога побыстрей ездила, потому что потребитель будет оплачивать выше. Ну а раз он заплатит больше, мы будем очень внимательны к тому, чтобы потребитель получил за эти деньги, то, что ему предписывалось получить", - сказал Артемьев.
Как ранее сообщал ТАСС источник, знакомый с ходом обсуждения индексации тарифов, РЖД могут получить дополнительную индексацию грузовых тарифов в 2017 году в размере 1-2% за скорость доставки грузов. В Минэкономразвития в свою очередь подтверждали, что вопрос дополнительной индексации грузовых железнодорожных тарифов за скорость обсуждается.
Минэкономразвития РФ предлагало индексировать грузовые тарифы на железнодорожные перевозки в 2017 году на уровне не выше 4% без субсидий. В текущем году индексация грузовых тарифов РЖД составила 9%, при этом была поставлена задача не допустить фактического роста ставки выше 7,5%.
Ранее президент РЖД Олег Белозеров заявлял, что компания не будет просить субсидии на грузовые перевозки на 2017 год. Вместе с тем компания предлагала ввести дифференцированную индексацию тарифов по классам грузов. По словам Белозерова, у РЖД есть ряд направлений и грузов, перевозки которых убыточны, в частности это перевозки угля на расстояние свыше 3 тыс. км. Говоря о вариантах индексации грузовых тарифов на 2017 год, Белозеров подчеркивал, что основной задачей является компенсация затрат на перевозки низкодоходных грузов.
Средняя скорость доставки грузов на сети РЖД за 9 месяцев 2016 года выросла на 12% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года и достигла 381,3 км в сутки. При этом средняя скорость доставки груженых вагонов увеличилась на 9,3% - до 409,8 км в сутки, порожних - на 14,9%, до 348 км в сутки. С начала 2016 года средняя скорость доставки маршрутной отправки составила 552,3 км в сутки (+7,4% к уровню января - сентября 2015 года), контейнерной - 520,1 км в сутки (+12%), групповой - 333,8 км в сутки (+10,7%), повагонной - 284,9 км в сутки (+10,4%). Показатель скорости доставки груза включает в себя весь комплекс операций - от момента погрузки до выгрузки, в том числе значительную долю элементов, находящихся вне зоны ответственности РЖД. Так, учитывается время простоя вагонов в ожидании выгрузки, в том числе и в поездах, отставленных от движения по причинам, зависящим от грузополучателей.
tass.ru
МОСКВА, 19 октября. /ТАСС/. Железнодорожные операторы считают целесообразным проведение в 2017 году "плоской" индексации грузовых тарифов РЖД не более чем на 4,5%. Соответствующее обращение некоммерческое партнерство "Совет операторов железнодорожного подвижного состава" (СОЖТ) намерено направить в адрес вице-премьера Аркадия Дворковича, ФАС и Минэкономразвития, сообщил ТАСС источник, знакомый с решениями президиума партнерства.
"Целесообразно проведение "плоской" индексации тарифов, единой для всех грузов и родов подвижного состава в размерах, определенных Минэкономразвития и предусмотренных в рамках долгосрочных параметров изменения тарифов, установленных ФАС России на 2016-2018 годы, не более 4,5% на 2017 год", - сказал он.
Кроме того, согласно материалам к заседанию президиума СОЖТ (имеются в распоряжении ТАСС), железнодорожные операторы считают "нецелесообразным расширение верхней границы ценового коридора с +13,4 % до +25% при текущем порядке реализации ОАО "РЖД" права изменения тарифов в рамках ценовых пределов". В частности, они указывают на возможность широкого трактования оснований для повышения тарифов, отсутствие обсуждения этого вопроса с пользователями транспортных услуг, а также отсутствие единой позиции госорганов о недопустимости компенсации "выпадающих доходов" РЖД при прекращении действия надбавок за счет общей индексации тарифов или внесения "точечных" изменений в прейскурант 10-01.
Точечные изменения тарифной базы, предлагаемые РЖД, предусматривают дополнительную индексацию тарифов на перевозки в собственных полувагонах на 2,2% (для высокодоходных грузов третьего класса) и на 4,2% для грузов первого и второго классов. Кроме того, монополия предлагает дополнительно индексировать порожний пробег грузовых вагонов на 2,75%, а перевозки в контейнерах - на 4,2%. Унификация тарифов на перевозку нефтяных грузов предусматривает перевод части номенклатуры (газовый бензин и дистилляты газового конденсата) из первого во второй тарифный класс, газойля - из третьего во второй тарифный класс. В качестве альтернативы предлагается перевести все нефтяные грузы во второй тарифный класс.
Говоря о вариантах индексации грузовых тарифов на 2017 год, президент РЖД Олег Белозеров подчеркивал, что основной задачей является компенсация затрат на перевозки низкодоходных грузов. Дифференцированный подход к индексации грузовых тарифов РЖД на 2017 год поддерживают ФАС и Минэкономразвития.
РЖД с 2013 года может оперативно вводить надбавку или предоставлять скидку к базовым тарифам, если в результате этих действий экономический эффект для перевозчика будет увеличиваться. В 2016 году ФАС понизила нижнюю границу тарифного коридора до минус 25%. До этого максимальный размер скидки к тарифу составлял 12,8%. Уровень максимальной надбавки остался на прежнем уровне - 13,4%.
В конце 2014 года РЖД распространили действие надбавки на экспорт всех грузов, однако затем была снижена надбавка на экспорт ряда грузов. Срок действия экспортных надбавок истекает в январе 2017 года.
Министр транспорта РФ Максим Соколов в интервью ТАСС заявлял, что РЖД нужно дать право повышать тариф в рамках тарифного коридора на 25% по некоторым из направлений, которые не являются приоритетными для российской грузовой базы. Кроме того, по словам Соколова, действие экспортных надбавок к тарифам на грузовые железнодорожные перевозки нужно продлить на четыре года. В свою очередь МЭР считает, что экспортные надбавки к тарифам следует продлить как минимум на 2017 год, говорил замминистра Николай Подгузов. При условии включения в инвестпрограмму РЖД обязательств по расшивке узких мест Минэкономразвития поддерживает продление действия надбавок на срок до трех лет.
tass.ru
Индексация грузовых железнодорожных тарифов в 2017 году на 4,5% должна быть дополнена точечными изменениями прейскуранта. Об этом сообщил журналистам замглавы Минэкономразвития РФ Николай Подгузов в кулуарах форума «Сочи-2016».
«Все равно решение (об индексации тарифов - прим. ред.) будет принято, поэтому есть планы по точечному изменению тарифа 10-01 (на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые «Российскими железными дорогами» - прим. ред.). Все это может изменить доходную базу РЖД на 2017 год, поэтому наше решение - 4,5% - должно быть дополнено в том числе и точечными изменениями тарифа», - сказал Подгузов.
Не выше инфляции
Как сообщала газета «Коммерсант», РЖД предложили следующие варианты новой индексации. Первый - не вводить дифференциацию, а проиндексировать тарифы по всем классам на 6,8%. Ранее заявлялась цифра 4,5% - она утверждена приказом Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России как предельный уровень индексации тарифа на 2017 год. Вместе с тем с учетом уточненных данных по росту грузооборота на 2017 год предельный уровень индексации должен составить 6,8%.
Второй вариант - ввести дифференциацию следующим образом: проиндексировать на 8,2% тарифы на перевозки грузов первого класса, кроме угля и руды, а также на перевозки минудобрений (относятся ко второму классу). Тариф на уголь, руду и остальной второй класс должен вырасти на 6,8%, на черные металлы (третий класс) - на 4,5%. А по оставшимся грузам третьего класса тариф предлагают не индексировать. Общий рост при этом составит 6,8%.
По словам замминистра экономического развития, индексация и вместе с тем точечные изменения тарифа могут удовлетворить и пожелания РЖД (6,8%), и Минэкономразвития (4,5%).
«Это же все делается для того, чтобы доходная база была, поэтому мы еще общаемся с компанией, хотим согласовать правильно. Но мы тоже понимаем, что у нас есть целевая инфляция, что мы за нее не запрыгнем. Поэтому мы просто предложили вернуться на долгосрочку», - сказал Подгузов.
Ранее Минэкономразвития выступила против идеи дифференцированной индексации грузовых железнодорожных тарифов в 2017 году. В свою очередь ФАС, наоборот, поддерживает дифференцированный подход.
Действующий прейскурант
Одной из основных характеристик действующего тарифного прейскуранта является наличие базового уровня тарифа и так называемого тарифного коридора, позволяющего РЖД вводить коэффициенты к тарифам на перевозку отдельных видов грузов, а также разделение всех грузов на классы.
К первому тарифному классу относятся сырьевые грузы, транспортная составляющая в цене которых превышает 15%. Это низкодоходные, «социально значимые» уголь, железная руда, необработанная древесина, цемент и другие стройматериалы. Их перевозка производится по заниженным расценкам.
Ко второму классу (перевозится по себестоимости) относятся остальные грузы с долей транспортной составляющей от 10% до 15%, в том числе нефть, удобрения, зерно и грузы в контейнерах.
К третьему (высокодоходному) классу относятся грузы с транспортной составляющей менее 10% - черные и цветные металлы, металлолом, машины и оборудование, бумага и химикаты. Их перевозят по повышенному тарифу, чтобы компенсировать перевозки первого класса.
В текущем году индексация грузовых тарифов РЖД составила 9%, при этом была поставлена задача не допустить фактического роста ставки выше 7,5%.
www.finanz.ru