Раздавать бесценные советы (исходя из персонального опыта, разумеется, который может не совпадать с вашим) я хотела бы с маленькой просьбы.
Давайте вы не будете писать, что это все ерунда. И в Италии лучше-таки брать машину на прокат.
Это пост о том, как обойтись без машины.
Ведь тысячи итальянцев как-то обходятся, и ничего.
Итак,
1. Если вам важна скорость, между крупными городами Италии курсируют скоростные поезда — le frecce.Билеты на них продаются на сайте trenitalia, в кассах, в аппаратах на вокзале. Скоростные поезда в среднем в два раза дороже региональных и междугородних даже на уровне самого дешевого билета. А бизнес-класс во frecciarossa стоит, как самолет.
2. Не так важна скорость, и вас устраивает обычный поезд? Если вы покупаете билеты на поезд онлайн на сайте trenitalia, убедитесь, что при вводе данных вы нажали «tutti i treni» — «все поезда».Сайт постоянно настаивает на «le frecce» — он будто заточен, чтоб продавать скоростные поезда. А они ходят далеко не по всем направлениям, в отличие от региональных (regionale) и междугородних (itercity). Так что если сайт пишет вам «нет предложений» — возможно, в нужный вам город не ходят скоростные поезда, а у вас нажата эта опция.
3. Если вам ехать с пересадкой, сайт все равно будет хитрить — даже в комбинации «tutti i treni». Выдавать исключительно комбинации со скоростными.Факт, что онлайн информация менее объективная, нежели в аппаратах по продаже билетов на вокзалах. Так что если вы хотите билеты по оптимальной цене — их лучше покупать в кассе или в аппарате на вокзале. Там куда больше предложений на выбранные направления. Я проверяла:)
4. Если нужна пересадка, и вам кажется, что сайт trenitalia (или аппарат по продаже билетов) подобрал вам оптимальный маршрут, зайдите в раздел «информация о маршруте». И убедитесь, что между вашими поездами достаточное «окно», чтобы вы успели пересесть из одного поезда в другой. Это важно, потому что….
5. …в Италии поезда опаздывают. 10-20 минут опоздания — привычное дело. По моему опыту — больше половины поездов не приходит вовремя. Если у вас на пересадку меньше 10 минут, есть риск «сойти с дистанции».Как-то нас в такой ситуации спасло только то, то наш следующий поезд тоже опоздал:)
5. Добрались до вокзала за пару минут до? Это не повод радоваться. Даже если билет куплен, на сам вокзал и посадку закладывайте минимум 10-15 минут — их вы потратите, чтобы найти свой поезд.В Милане на Milano Centrale есть перрон номер 24, который находится достаточно далеко от основных. Ну как. На отшибе. Очень далеко! До него пилить и пилить.А в Болонье вокзал — это просто чудеса мысли проектировщиков. Вокзал там устроен буквой П. Поезда отправляются с основного перрона, с западного перона и с восточного, то есть с головы и с ножек этой буквы Пэ. Между ними — шагать и шагать. Вокзал огромный!Не представляю, как человеку без опыта не растеряться и найти свой поезд! Который стоит на четвертом пути восточного сектора.Хорошо, если пункт назначения на табло указан, как в билете. А если в билете промежуточная станция, а не конечная?
6. Тогда обращайте внимание на номер поезда. На табло может быть указано что угодно, но не ваш город. Но номер поезда будет тот, что на билете.
7. Если номера поезда в билете нет (такое бывает с региональными) и свой поезд вы найти не можете, не бойтесь открыть в телефоне карту Италии. Время отправления ни о чем не скажет — в одно и то же время с вокзалов стартуют разные поезда.Например, мне нужно было в Тортону, а номера поезда в билете не было — региональный маршрут. Я тут же нашла в гуглмэпсах возможные точки назначения своего поезда, одна из них как раз светилась на табло отправлений.Поклонник программы «Что? Где? Когда?» во мне был награжден большой утешительной плиткой Lindt.
7. Билеты, в зависимости от типа поезда, бывают с указанными местами или без. Скоростные поезда все с местами, они более комфортные, а междугородние поезда — как повезет. Это обычные электрички, расписанные граффити, или более современные вагоны, даже с розетками.Важно! Если билет без даты и места (то есть региональный), пробивайте его в компостере на перроне. Иначе оштрафуют.То же самое касается аэроэкспресса Мальпенса-Милан. Перед спуском на эскалатор есть компостер.Я довела это до автоматизма и на крайняк пробиваю все билеты, есть такое дело:)
8. Когда билеты «с местами» заканчиваются, в Италии продают билеты без места. То есть вы будете ехать стоя. Таких людей в поезде бывает немало. Этой зимой я ехала, сидя на чемодане, из Монте-Карло — отличный опыт:) Так что билет лучше покупать заранее.
9. Билеты в поездах и электричках проверяют почти всегда. Не экономьте. Не успеваете купить билет — пропустите поезд, езжайте на следующем.
10. Когда я покупаю билеты онлайн, показываю контролеру на экране телефона электронный билет. Этого достаточно.
Итальянские поезда .ITALO. Фото Welcome-Toscana.ru11. Если вы ищите билеты в какой-то отдельно взятый город, учтите, что самый удобный поезд может приходить не обязательно на центральный вокзал. Включите опцию «tutte le stazioni» — все станции.Например, как-то мы нашли из Сиены удобные билеты до Milano Lambrate — это не центр города, но там есть метро и другой транспорт.
12. Такси в Италии — тема отдельного поста. Внутри городов оно стоит адекватно (по Милану, например, 15-25 Евро — мой обычный чек), но вне городов путешествие на такси может вылиться в копеечку. И речь идет не о длинных поездках, а о перемещении из пригородной точки А в точку B, между которыми вроде как совсем чуть-чуть.Например, 80 Евро — наш чек в Тоскане, небольшой промежуток (30 км), где не было альтернатив.Дело в том, что когда вы садитесь в такси в Италии, там уже будет светиться 12 Евро на счетчике: за посадку, за сумку (да-да), за второго пассажира. Я не шучу! А вишенкой на торт вам накинут 20 Евро за то, что «я же ехал к вам из Сиены». То есть сверху посчитают еще и путь до пункта вашего отправления. И можете сколько угодно отстаивать свое мнение — в Италии это абсолютно бесполезное занятие. Даже со знанием языка.
13. Если есть возможность, чтоб такси вам кто-то вызвал, доверьтесь итальянцам. И не пытайтесь делать это самостоятельно:)Например, даже я со своим итальянским не сразу просекла, что служба такси требует тонового подтверждения того, что вы будете ждать машину.То есть: после телефонного разговора с оператором, робот произносит вам номер машины и время ожидания. И просит набрать циферку (не помню какую) как подтверждение того, что вы будете ждать свой заказ.Нет циферки — нет такси.Понимаете, да?
14. Автобусы. Ахаха, ну, сразу скажу: только там, где нет поезда. Увы, такое случается очень часто. Когда автобус — единственная возможность добраться из города в город внутри региона. Еще есть маршрутки. Например, на маршрутке мы ездили по Тоскане — очень удобно.
15. Совет номер 1 по автобусам — зайдя в автобус, сразу предупредите водителя, куда едете.Чем дольше вы молчите — тем дальше вам ехать.Когда я была юна и неопытна в своих перемещениях по Италии, я писала смешные тексты про то, как гуляют по автостраде девушки, которые не умеют оповестить водителя, куда едут.Бывает, автобус состоит целиком из местных, которые перемещаются с этим водителем каждый день — с работы, на работу. Он в курсе, кому где выходить. И для него в порядке вещей, что вы предупредите, где вас высаживать. Не надейтесь на то, что «следующая, кажется, — моя» — он может проехать мимо, даже не зарулив в этот городок.
16. Выбирая город, куда хотелось бы отправиться на один день, убедитесь, что вы из него вернетесь. И что у вас достаточно времени, чтобы погулять без суеты.Например, вы приезжаете в какой-то город в обед. А нередко последний автобус из него отчаливает, например, в 16.00. И все.Во время учебы на Сицилии у меня было развлечение — я приходила после лекций на автовокзал Таормины и брала билет «на ближайший рейс». После парочки ситуаций, когда последний автобус в Тармину уходил через час после прибытия в город N, и я даже не успевала ничего рассмотреть, я стала брать билеты туда-обратно, заранее уточняя время возвращения. И выбирая пункт назначения, исходя из этого.
17. Расписание междугородних автобусных маршрутов в Италии очень хитрое.Оно и такое, и сякое… Есть несколько разных расписаний, в зависимости от сезона и дня недели.Orario invernale — зимнее расписание.Orario estivo — летнее расписание.Есть еще l’orario festivo — расписание выходных дней и праздников, куда нередко входит август.Если я где-то не права или понимаю по-своему, буду благодарна, если итальянские друзья меня исправят.
18. Где купить билеты на автобус?В городах это автобусная станция, обычно возле вокзала. В небольших городках всегда есть бар или табачная лавка (tabaccheria), которая отвечает за продажу билетов на автобусы. Их может быть несколько. Не бойтесь спрашивать у местных, где можно купить билеты. В воскресенье в Италии все закрыто. Так что билеты на автобус всегда лучше купить заранее.Билеты водитель проверяет на входе — там есть компостер.
19. Кто поможет разобраться с автобусами? Тот, кто продает билеты. Факт: что касается расписания, привирают все мобильные приложения, поэтому принципиально ничего советовать не буду. Просто, прибывая в чужой город, первым делом купите билеты назад или уточните время отправления на автовокзале/в баре/табачной лавке. И место отправления — это тоже важно.
20. Билеты, купленные прямо в автобусе, стоят в 5-10 раз дороже. Не всех водителей волнует, что вы не нашли, где купить билет.Как-то нам попался водитель, который пожалел и остановил по дороге возле бара. Где мы смогли купить билеты по 2 евро, а не по 10. Мелочь, а приятно.
Подытожить хотелось бы фразой вроде «Это несложно! Дерзайте».Но я просто напишу, что за последние пять лет, навернув по Италии тысячи километров с пересадками на автобусах и поездах, я до сих пор могу «подвиснуть» на какой-то задаче.Так что путешествовать без машины не очень сложно, но и не совсем легко:) Но все решаемо!
Согласны?
В комментариях делимся своим опытом, советами и историями!
http://stogova.livejournal.com/594641.html
Елена Стогова
welcome-toscana.ru
В Италии существует несколько видов поездов. Самые комфортные и быстрые поезда в Италии – это Стрела. Freccia – (Фречча). Курсируют между крупными городами Италии. Есть Красная Стрела (Frecciarossa), Серебряная(Frecciaargento) и Белая Стрела (Frecciabianca). Разница в уровне сервиса, наличии/отсутствии кондиционеров и WI-FI, скорости (от 200 до 360 км/ч) и маршрутам. Они едут довольно быстро, не останавливаются на мелких станциях, имеют удобные кресла, столики и розетки для зарядки телефонов. Есть санузлы и Бар или Ресторан в одном из вагонов. Вагоны по комфорту различаются на 2-й, 1-й и бизнес-класс и несколько вариаций. Места только сидячие. Эти поезда самые дорогие, но самые современные и удобные.
Поезда Intercity предназначены для перевозок пассажиров между крупными и не очень городами всей страны. Они делают гораздо больше остановок, чем Freccia, двигаются с гораздо меньшей скоростью. В купе по шесть сидячих мест за прозрачной дверью. Есть вагоны, так называемые “общие”. В них компоновка 2+1 или 2+2. То есть два кресла с одной стороны прохода – два с другой. Стоимость билетов и размер столиков между сидениями)) в таких поездах меньше по сравнению со скоростными.
До появления скоростных поездов, Intercity были самыми распространенными поездами, которые связывали все крупные и средние и даже малые города Италии. Вся страна покрыта плотной сетью железнодорожных путей и уже много лет итальянцы в любовью и удовольствием колесят на поездах. Если Вы отправляетесь из… или собираетесь в… небольшой итальянский городок, то самым удобным средством, чтобы до него добраться или из него уехать, как раз и будут поезда Intercity.
Поезда Intercitynotte – это поезда в которых предусмотрены вагоны с местами для сна. В стоимость билета, как правило входит белье, всякие тапочки, салфетки, наборчики ниток, маски для глаз и остальные приятные мелочи. В вагонах более высокого класса могут предложить маленькие упаковочки печенья, сок, а в некоторых – даже горячие напитки. В зависимости от класса купе бывают двух, трех, четырех-местными или шестиместными – сидячими. И даже двухкомнатными. Стоимость проезда в таких поездах невысока. по этой причине они вполне могут рассматриваться как прекрасная альтернатива отелям. Можно сэкономить драгоценное в поездке время и деньги, приобретя вместо отеля для ночевки билет на ночной поезд и с утра, отдохнувшими, быть уже в следующем городе нашего Большого Путешествия.
Можно понять из названия – это типа наших электричек. Поезда, курсирующие, как правило, в пределах одного или соседних регионов. Только сидячие места. проезд недорогой. Останавливаются практически на каждой станции, значит двигаются медленнее остальных типов поездов. Именно на таких поездах путешествует африканская и ближневосточная молодежь. Они (поезда) более шумные и не очень чистые. Стоимость проезда не меняется в зависимости от времени приобретения. Скидочных тарифов нет. поэтому приобретать заранее смысла особого нет, тем более. что продажа онлайн начинается за неделю до отправления.
Если билеты приобретены не онлайн, а в кассе вокзала, то не забывайте компостировать их на валидаторах (приборах проставляющих дату и время), которые расположены в начале каждого перрона. такие желтые или синие коробки. Прокомпостированный билет действителен в течение шести часов. Незакомпостированный билет считается недействительным и при проверке (а проверят обязательно) это грозит немалым штрафом. Будьте внимательны! Если на билете проставлен номер поезда, дата и время отправления, номер вагона и места – компостировать не надо.
В каждом крупном и среднем городе Италии есть несколько вокзалов. Есть центральный (Stazzione Centrale) и вокзалы на окраинах. Есть поезда, которые прибывают на центральные вокзалы, а есть проходящие, которые останавливаются на периферии. Зачастую, билеты на такие поезда дешевле, но нужно отдавать себеотчет, в каком районе нужного нам города находится этот вокзал, как нам добираться от него до нужного нам места и сколько это стоит. В Венеции обязательно нужно приезжать на центральный вокзал, который называется Санта Лючия (Venezia S.Lucia). Если в остальных городах, в общем-то, в целях экономии, можно брать билеты до периферийных вокзалов, если мы путешествуем не с тремя маленькими детьми и не с шестью огромными чемоданами. От любого вокзала можно добраться до центрального на метро, автобусе или электричке за 1-1,50 евро. Но Венеция…
Я на 100% убежден, что если Вы посещаете Венецию в первый раз, то Вы просто ОБЯЗАНЫ приехать не на автомобиле, не на автобусе, не на самолете (а потом на автобусе из аэропорта), а именно и ТОЛЬКО на поезде до станции Venezia S.Lucia. Это сказочно, волшебно, ни с чем не сравнимо!
После нескольких часов в поезде, в ожидании встречи в с удивительным городом, мы с трепетом выходим из вагона, идем по перрону до здания вокзала, проходим через него и…………………… Вау, !!!))) сразу за стеклянными дверями вокзала он – Большой Канал с его лодочками, катерками, гондолами и гондольерами, мостами и водными трамвайчиками, разноцветными домами и старинными соборами. Удивительное место – удивительный город – удивительные эмоции.
…Так что можно экономить на стоимости проезда в поездах, ехать не до центральных вокзалов, но только не в Венеции.
Для примера такой экономии давайте посмотрим на эту картинку. Здесь стоимости билетов на 12 октября, если покупать 20 июня. Оооооо, оказывается еще остались варианты между основными городами ездить по 9,90 евро.
Во-первых, мы видим, что менее чем за час с 06:03 до 06:48 из Рима во Флоренцию отправляются пять!!! поездов.
Во-вторых, наряду с базовым тарифом (34,90 евро) для скоростных поездов Freccia – в пути 1ч. 31мин. есть и подешевле варианты.
21,55 евро – Regionale – это электричка. Останавливается почти на всех станциях по пути – идет 3ч. 45мин.
18,30 евро – Поезд Intercitynotte – ночной междугородный с пересадкой на электричку – идет 6ч. 32мин.
и два варианта по 9,90 евро.
а). 9,90 евро – Поезд Frecciabianca (Белая Стрела – самый простой по уровню сервиса и самый “медленный” из Евростаров – макс. 200 км.ч. ) отправляется в 06:05 с центрального вокзала Рима – Termini. В пути 1:31 ч. Прибывает не на центральный вокзал Флоренции, который называется Санта Мария Новэлла (Firenze S.M.Novella), а на вокзал в восточной части города – Кампо ди Мартэ. От него до центра города, можно добраться на такси примерно за 10 евро, на автобусе №13 (по-моему с пересадкой) и на пригородной электричке.
б). 9,90 евро – Intercitynotte – отправляется в 06:39 с Римского вокзала Тибуртина. В пути 03:27 ч. Прибывает на Кампо ди Мартэ.
Из этих пяти вариантов я бы, конечно, выбрал поезд с отправлением в 06:05. Поезд 35642. Полтора часа, десять евро – красота.
Приобретать билеты на любой тип поездов очень удобно на сайте trenitalia.com. Там все интуитивно понятно. На что следует обращать внимание при покупке билетов.
Давайте попробуем приобрести билеты. Обращаю внимание, что на настоящий момент русской версии сайта не существует, практически все русскоязычные ресурсы, предлагающие покупку билетов на итальянские поезда либо посредники, которые берут небольшую, но комиссию, либо мошенники.
Кроме сайта goeuro.com, который не так давно стал официальным партнером итальянских железных дорог. На этом сайте можно приобретать билеты на поезда совершенно по таким же ценам как и на trenitalia.com безо всякой комиссии. Например Рим-Флоренция (Freccia)- от 9,90 euro. И, конечно, большим плюсом этого сайта является возможность использовать русский язык. Также на этом сайте можно посмотреть сравнить и, при необходимости, приобрести билеты на альтернативные виды транспорта в нужном направлении: самолет и автобус. Сайт понятный, достойный, можно пользоваться.
Однако, подробно остановимся на оригинальном итальянском сайте…
Заходим на сайт
italiaciao.ru
Полезная информация о итальянских железных дорогах из первых рук: инструкция по бронированию, виды билетов, стоимость проезда,
расчёты как добраться в Италии, советы, различие поездов, описание, как покупать билеты по Италии
http://www.trenitalia.it
С итальянскими железными дорогами поладить бывает непросто, но и с этим делом можно справиться, особенно если знать разные нюансы. Один из них - невозможно сделать покупку не зарегистрировавшись в системе. Однако даже зарегистрировавшегося поджидает опасный сюрприз: операции по оплате итальянского билета позволяют произвести далеко не все российские банки. А по другую стороне волосяного моста покупателя поджидает иная пакость, ибо в Интернете неоднократно сообщалось о ситуации, когда сайт итальянских железных дорог не позволяет сделать больше одной покупки по пластиковой карточке. Иными словами, купив билет «туда» можно отличнейшим образом не суметь купить его в обратную сторону. Наконец, третий подводный камень прячется в самом конце бронировательного процесса: иногда невозможно обойтись без получения билета на вокзале, а для этого надо сперва в Италию попасть. В общем, про данный факт надо помнить, собираясь въехать в пределы Итальянской республики из другой страны.
Зато все упомянутые подвохи искупает цена на международные перевозки, которая обычно бывает существенно ниже, чем на других европейских сайтах. Специальные предложения на международные рейсы можно встречаются довольно часто, билеты на внутренние перевозки по привлекательной цене выкладываются в продажу также нередко.
В любом случае, будь то международная или внутритальянская перевозка, процесс стандартизирован. Для начала переключаем интерфейс с итальянского языка на английский - кнопочка вверху справа.
Процесс идёт, в общем, как по маслу, основные позиции интуитивно понятны. Сперва указываем, одиночная (single) поездка нам нужна или с возвратом (return). Потом заполняем поля "From" и "To", причём система подсказывает названия станций после того как первые буквы будут введены в поля. С разделами "Depart" и "Return" вообще проблем не должно быть, тем более что последнее поле в случае одиночной поездки вообще не активно. Затруднение может встретиться разве что внизу, когда встретится поле "Find bets price", да и оно несущественно: если поставить галочку, сайт итальянских железных дорог подберёт наиболее дешёвые билеты на ближайшие к желаемому времени отправления даты.
Итоги поисков будут сведены в некую таблицу, в данном случае речь идёт про то, как купить билеты на популярный маршрут из Милана в Рим.
Если необходима пересадка, то покупателя об этом извещают в графе «Change station». Пожалуй, самая важная графа здесь – «Train», ведь от неё будет зависеть и время поездки, и её цена. Следует знать, что поезда могут быть скоростными, как "Frecciarosssa", а могут быть медленными, и тогда они имеют другие обозначения. Так, помимо целой кучи экспрессов в указанном примере есть "Frecciabianca", и сразу видно, что билеты на этот состав дешевле, но время в пути вдвое больше.
При длительных переездах правильнее выбирать всё-таки экспрессы итальянских железных дорог, однако мелкие вояжи, такие как Рим-Неаполь или Милан-Болонья вполне доступны и с помощью электрчиек - поезд будет стоить в два раза меньше, а дорога займёт всего на 30-40 минут дольше, это не несколько лишних часов всё-таки.
Стоит отметить, что указанная изначально итальянцами цена вовсе не гарантирует, что билеты за такие деньги будут легко доступны. Так, в данном примере ехать за 43 евро могут лишь обладатели специальных карточек лояльности, рядовые пассажиры должны выкладывать 49 евро. Кстати, если присмотреться, то в те же деньги обойдётся поездка в бизнес-классе итальянского поезда, так что при равенстве цен нет смысла возиться с экономом. С другой стороны, никакой бизнес не оградит от назойливых попутчиков, беспрерывно болтающих по телефону...
Выбор конкретного места система бронирования сделает сама за исключением случая, когда планом поездки предполагается использование ночного поезда. Вот тогда предстоит слегка попотеть, раздумывая, какой вариант предпочесть. Собственно, говоря все размышления сводятся к формуле 6-4-3-2-1, по количеству спальных мест и соседей. Путешествуя вдвоём, хорошо захапать себе отдельное купе, хотя не возбраняется ехать подобным образом в одиночку. Насчёт более людных вариантов советовать не резон, потому как спаньё в три яруса двумя комплектами я лично отличной идеей не считаю, хотя, безусловно, тогда цена купе делится на шестерых. Другая экономичная альтернатива - провести сидя в кресле; такое тоже может быть, пусть не очень здорово, зато дёшево…
Итак, по ночным поездам будет дан выбор – какая полка, на какой стороне, и какое купе – чисто женское или смешанное. Конечно, большинство путешественников этот вопрос, пожалуй, не слишком волнует, но одиноким дамам может показаться привлекательной мысль ночью обойтись без мужского общества. Впрочем, чужая душа – потёмки…
После того как выбор поезда и класса обслуживания сделан, процесс подходит к заключительной стадии. Надо вписать в соответствующие поля имя и фамилию пассажира, указать адрес электронной почты и телефон для связи.
Тогда останется лишь выбрать способ оплаты, пусть он и превращается в проформу, так как способ оплаты билетов на итальянские поезда большинства путешественников ограничивается кредитными картами.
Ставим, значит, галочку внизу слева, соглашаясь с условиями покупки, и переходим непосредственно к оплате.
Теперь, когда мы узнали, как купить билеты итальянских железных дорог онлайн, можно рассмотреть также варианты с покупкой непосредственно в билетном автомате. Инструкция и тут проста.
На фото билетный автомат железных дорог Италии только выглядит грозно, на самом деле он прост донельзя и всегда доступен - в отличие от касс, у которых вечно стоят очереди.
Переключиться на английский (немецкий, французский, испанский) язык позволяют кнопки в нижней части экрана.
Из всего экранного многообразия нужна главным образом одна-единственная, крупная кнопка слева, под названием "Buy your ticket". "Collect your ticket" тоже пригодится если билет заказан заранее, но не распечатан по какой-то причине.
При покупке билета в автомате нужно просто выбрать станции отправления и назначения.
По умолчанию автомат предлагает варианты на текущий день, исправить дело можно кнопкой "Modify departure" вверху справа. Список поездов выдаётся без промедления. В данном примере сразу видно разницу между поездами: на вопрос, сколько стоит доехать из Милана за Венецию, есть два ответа, то есть 37.50 за 2 с половиной часа или 18.35 за 3 с половиной часа. Кому что важнее, деньги в кармане или потраченное в дороге время каждый решает сам.
Выбрав вариант со скоростным поездом, будущий пассажир обрекает себя на ряд дополнительных манипуляций. Они не очень сложны, но требуют определённого внимания. Надо выбрать базовую цену или промо-тариф, если он доступен.
Промо-тариф на поездки по Италии, безусловно, выгоден.
Количество пассажиров можно увеличить на следующем экране, хотя и не факт, что им достанутся места по дешёвке, ведь количество недорогих билетов на каждый поезд ограничено.
Когда операции с поисками тарифа завершается, надо будет выбрать место в салоне.
Сиденье можно выбрать индивидуально, либо предпочесть местечко рядом с кем-нибудь, для чего служит кнопка "Seat next to another traveller".
Схема вагона представлена и свободные места чётко обозначены.
Местечко у окна - хорошая штука, однако стоит помнить, что в сидячие вагоны итальянских железных дорог обустроены так, что пассажиры упираются друг в друга попарно, ноги вытянуть просто некуда. Наверное, всё же лучше взять одиночное сиденье у двери, даром что по проходу будет таскаться народ.
Вот, собственно, и вся инструкция по покупке билетов на итальянские экспрессы, остаётся только произвести оплату.
Платить можно как наличными евро, так и по карточкам; сдачу выдадут вместе с билетов. Только не все автоматы принимают наличные, лучше во избежание недоразумений проверить этот вопрос. Ну а уж безнал принимается повсеместно, оплатить билеты железных дорог Италии кредитной картой проще простого.
Немного по-другому выглядит процесс покупки билетов на пригородные электрички. Здесь всё даже проще, так как не нужно возиться с местами, тарифами, резервацией и т.п., просто приходишь и покупаешь. Данным пример рассказывает, как и за сколько можно доехать в аэропорт Милана Мальпенса из Кремоны.
Операции на самом деле ещё проще, чем кажутся, так как билет пригородного сообщения продаётся не на конкретный поезд, а просто на поездку из точки А в точку Б и действителен он только после компостирования. То есть можно преспокойно заранее купить нужный билетик и потом только пробить на нём в компостере дату и время. Будучи прокомпостирован, билет итальянских железных дорог действителен 3 часа; раньше было 6 часов, но теперь, похоже, правила изменились.
Надеюсь, составленная мной инструкция по покупке билетов на итальянские поезда поможет справиться с путешествием по Италии.
www.vazlav.info
В окрестностях Милана находится всего три аэропорта. Орио Аль Серио или Бергамо известен своей лоукост-направленностью, с этим то и связаны присущие ему неудобства - начиная от низкого уровня комфорта, заканчивая отдалённостью от мегаполиса. Да, естественно, на каждый минус, в случае с Бергамо, найдётся как минимум пара плюсов, однако, рано или поздно путешественник всё равно столкнётся с необходимостью ехать дальше по Италии и задастся массой вопросов - на чём ему перемещаться, как оплачивать проезд, какой вид транспорта наиболее удобный?
Заранее прочитав десятки отзывов, мы остановили свой выбор на железной дороге. Во-первых, в поезде ехать удобнее, во-вторых именно этот вид транспорта - наиболее слажен в Италии. Автобусы в южной республике, в основном, ходят между соседними городами, единого итальянского оператора, обеспечивающего пассажироперевозки по территории всей страны нет, равно как и сервисов, где можно было бы заранее на английском языке ознакомиться с расписанием автобусов и купить на них билеты.
В принципе, в этом нет ничего удивительного. Учитывая то, насколько развита в Италии железнодорожная инфраструктура, удивляешься вообще - как автобусы продолжают ещё использоваться здесь в качестве средства для путешествий.
Все итальянские поезда принадлежат компании "Trenitalia" - местное "РЖД". У них, кстати, есть замечательный сайт trenitalia.com, доступный на английском языке, на котором можно ознакомиться с актуальным расписанием, стоимостью проезда и купить билеты.
Подавляющее большинство составов изготовлены здесь же. В Италии вообще очень преуспели с железнодорожным транспортом, пересадив едва ли не пол-Европы на свои "Pendolino" и пр. - даже в России один из самых инновационных проектов (скоростной "Аллегро" отзыв о котором я уже выкладывал в "Блокнотике") родом из тех краёв.
В зависимости от своего типа, итальянские поезда называются по-разному. Самый простой и дешёвый - что-то типа электрички, на английский манер - "local train". Одноэтажные и двухэтажные, они соединяют города, расстояние между которыми не превышает 300 километров. С Бергамо в Милан легче всего добраться именно на таком, время в пути - примерно один час, а стоимость билета не превышает €6.
Во-первых, в самый неподходящий момент итальянские железнодорожники могут запросто объявить забастовку. А бастуют в южной республике крайне часто. Как нам чуть позже скажет приветливая девушка с ресепшн миланского "Radisson Blu", что ни день - то кто-то в Италии проводит страйк. Чаще всего жалобы касаются низких зарплат (которые, однако, не мешают разъезжать итальянцам на невероятно красивых, новых машинах и жить в собственных домах), невыносимых условий труда или слишком длинного рабочего дня (целых шесть часов!). Бог, конечно, судья итальянцам, но мы с Иванкой подумали лишь одно - в Россию бы их.
Второй риск - опоздания. Вероятно, причиной тому южный менталитет с присущей ему расслабленностью - не берусь утверждать. Однако в одном случае из трёх ваш поезд точно опоздает или уедет позже.
В Бергамо мы с Иванкой столкнулись как раз с первой проблемой - на железнодорожном вокзале все поезда были отменены, а пожилой мужчина в кассе на мою просьбу вернуть деньги за билет развёл руками - у вас, мол, он действителен ещё три месяца - поехать, к примеру, можно завтра. Слава богу, забастовка была однодневной и именно в этот день, а не на следующий - иначе плакали бы наши билеты, стоимостью в 100 евро, и возможность увидеть своими глазами Венецию.
Если рисковать желания нет, наиболее верное решение - покупать билеты непосредственно перед отправлением, на вокзале. Для этого там установлены очень удобные киоски-автоматы с интуитивным управлением и возможностью выбора английского языка. Что немаловажно - устройства принимают не только наличку, но и карточки. Моя российская "MasterCard" идеально оплатила нам несколько поездок.
Билеты, распечатываемые автоматами, (по крайней мере, на поезда местного назначения) - с открытой датой. Они действительны в течение трёх месяцев - вы сами решаете, когда их использовать.
Правда, очень важно до этого не забыть прокомпостировать билет - на вокзалах и платформах для этого установлены специальные устройства, найти одно из которых не составит труда.
Билет, впрочем, компостируется не каждый. Если на бланке срок действия (period of validity) ограничен временем движения поезда - вы можете обойтись без дополнительных манипуляций с проездным документом. Однако, довольно часто на местные поезда автоматы печатают трёхмесячные билеты (как, например, из Бергамо в Милан и обратно) - в таком случае компостировать обязательно, иначе билет будет считаться недействительным.
Есть ещё один вариант проезда - зайцем. Наличие билетов проверяется лишь контролерами, которые вовсе могут и не появиться за всё время в пути. Например, так случилось за те четыре часа, что мы ехали из Милана в Венецию. В общем, наличие билета, конечно же, на совести пассажира, но нужно быть готовым к тому, что если вас поймают, откупиться разговорами не получится - к туристам в Италии отношение однозначное. Контролёр возьмёт с вас не только стандартные 100 евро штрафа, но ещё и стоимость билета по этому направлению.
Не смотря на слегка потрёпанный внешний вид, внутри там получше чем в большинстве российских поездов. Удобные кресла с фиксатором для головы (спать - кайф!), климат-контроль - даже во втором классе!
В одноэтажном поезде:
На втором этаже:
Билет на такие поезда самый недорогой - час в пути из Бергамо в Милан обошёлся нам в €5 с человека, четыре часа из Милана в Венецию - в районе €17.
Если в путешествии время ограничено, Trenitalia будет рада предложить свои скоростные поезда (так называемые "Стрелы", по-итальянски "Фрэчча"), соединяющие главные города страны: Милан, Рим, Наполи, Венецию, Флоренцию и другие. Опять-таки, в зависимости от скорости и комфорта, есть три разных экспресса.
Наиболее медленный и доступный из них (максимальная скорость - 180 км/ч) - "Фрэчча Бьянка", "Белая стрела". Мы на таком возвращались в Милан из Венеции. Вагоны более ухожены, кресла - удобнее, даже во втором классе между сиденьями есть столики. Если на местном поезде в Венецию мы ехали почти 4 часа, обратно "Фрэчча Бьянка" доставила нас за два с половиной.
Внешний вид (на вокзале Милано Чентрале):
Внутри вагона второго класса "Freccia Bianco":
Следующий класс поезда - "Серебряная стрела" или "Freccia Argento". Тут максимальная скорость уже 250 км/ч ("Сапсан"!), уровень комфорта - на порядок выше. На этом поезде имеет смысл ехать на совсем уж дальние расстояния (например, Рим-Милан). Ведь стоимость билета менее доступна.
Наивысшие комфорт, стоимость и скорость (максимальная - целых 350 км/ч) - это "Freccia Rossa" - "Красная стрела". Как любитель железнодорожного транспорта, я очень хотел на ней прокатиться, но, к сожалению, как и в случае с "Серебряной", такие траты оправданы лишь при перемещении на дальние расстояния. Так что попробуем как-нибудь в следующий раз, когда из Бергамо нам нужно будет добираться в Рим.
"Фрэчча Росса" слева, у платформы вокзала "Санта Лучия" в Венеции.
Чуть не забыл сказать - есть ещё один, пятый тип поездов, наименее распространённый среди путешествеников. Это так называемый "Night train" - "ночной поезд", представляющий состав из классических, прекрасно знакомых нам купейных вагонов разной степени комфорта. Соотношение цены ко времени в данном случае проигрышно, впрочем, случается всякое, и обстоятельства могут сложиться так, что ночной поезд будет наиболее удобным вариантом для путешествия.
Итальянцы ужасающе похожи на русских. Манерой общения, своей импрессивностью, отсутствием приветливой деликатности при общении друг с другом. Мы не заметили, чтобы в южной республике было принято улыбаться друг другу - даже в сфере обслуживания. Нас деловито обслуживали официантки с выражением лиц а-ля "Poker Face", даже в стюардессах Ryanair чувствовалось что-то такое. "Отдушиной" и единственным исключением из правил стал "Radisson Blu", в котором мы останавливались в Милане - улыбка у ресепшионистов, казалось, обнажала все тридцать два зуба, а в приветливости им не было равных. Интересно, какие они на самом деле? :)
На наших соотечественников итальянцы похожи не только менталитетом и стилем поведения, но и, например, обывательским скепсисом по отношению к другим языкам. Английский, к примеру, здесь не знает практически никто. После Финляндии это было для нас настоящим шоком. Более того - ряд людей, кажется, не хочет учить этот глобальный язык намеренно - мол, мы патриоты, у нас великая страна, это вы, приезжие, разговаривайте на итальянском. Знакомо?
К туристам тоже отношение в Италии двоякое. Немало, очень немало людей, которые почтили бы за честь обмануть "глупого неместного". Поэтому, пожалуй, главное правило при путешествии здесь - помните, вы не в очаровательной милой американской провинции. И будьте бдительны. Как на Родине.
Наибольшее сходство с Россией я чувствовал в Милане - старые грязноватые трамваи с холодными сиденьями, заметно много мигрантов (в основном, арабы и темнокожие), очень громкие, лишённые такта люди. Обшарпанность и кричащая бедность ряда районов на фоне изящества и роскоши модных бутиков в центре.
Тем не менее, Италия по-своему привлекательна, невероятно красивая страна. Тут противоречиво, но здорово. Не для жизни, конечно, но для путешествия - отличный вариант.
Понравилась статья?Лучшее "спасибо" - "лайк", репост или ссылка, отправленная другу.
Предыдущие статьи о нашем итальянском путешествии в декабре 2012 года:
Три оставшихся рассказа о нашем путешествии в Италию появятся чуть позже. Небольшой отзыв о Милане, репортаж о ни на что на свете не похожей Венеции и снова возвращение в великолепный Бергамо - ищите в "Блокнотике" после 3 февраля.
nickned.livejournal.com