Здравствуйте! На протяжении нескольких лет я регулярно посещаю Чехию, т.к. очень люблю эту страну. Во время пребывания в Праге я встречаюсь и общаюсь со своими партнерами по бизнесу, а также самостоятельно путешествую по разным городам этой удивительной страны. Одну увлекательную поездку по железной дороге я описал для вас в этой статье.
Собираясь провести отпуск в другом городе или в другой стране, некоторые предпочитают добираться до места назначения на поезде, а не на самолете, не смотря на то, что поездка займет больше времени. Эти люди приводят логичные аргументы, с которыми нельзя не согласиться. Такой вид перемещения выбирают те, кто любит смотреть в окно на проносящиеся мимо пейзажи и рассматривать детали маршрута. Ведь за много часов пути красот и достопримечательностей можно увидеть даже больше, чем в том месте, где будет проходить отдых. А если предполагаются и внутренние путешествия по стране, то железная дорога - отличный вариант.
Взять, например, Чехию. Туристы, как правило, стараются побывать не только в ее столице, но и в других уютных городках, у каждого из которых свой колорит. Можно, конечно, перемещаться и на автобусе, но путешествие на поезде по Чехии, под стук колес - это особенная романтика, это гораздо удобнее и интереснее.
Поскольку, большинство туристов сначала осуществляют путешествие в Прагу, то и для знакомства с "малой" Чехией отправляются отсюда же. Самым важным и большим железнодорожным узлом не только города, но и всей Чехии, является главный вокзал Праги. С Hlavni Nadrazi (Главни Надражи) начинаются пригородные маршруты в Ческе Будеевице, Табор, Брно, Чески Крумлов, Либерец, Пльзень, Кутну Гору и др. Отсюда же можно самостоятельно добраться поездом до других европейских городов: Париж, Мюнхен, Братислава, Краков, Амстердам, Белград и т.д. Свой важный статус главный ж/д вокзал Праги оправдывает повышенной загруженностью, по сравнению с другими ж/д вокзалами города.
Находится он в центре столицы Чехии, в шаговой доступности от двух самых больших площадей города: в 15-ти минутах от Староместской и в 5-ти минутах от Вацлавской. Функционировать он начал в 1871 году и изначально назывался "Станция Вилсонова". Первое здание возведено в стиле неоренессанса. Сейчас оно почти не используется. В начале XX века, при возведении нового здания использовался стиль модерн. Особенно впечатляет величественный станционный зал с высоким куполом, витражами и большим количеством лепнины. В последствии территория вокзала увеличивалась еще дважды.
Современный Главни Надражи имеет удобное информационное табло, которое отображает информацию на английском, чешском и немецком языках. Сейчас на вокзале семь платформ, против прежних четырех. Здание оснащено всем необходимым для быстрой организации поездок, в том числе и чтобы осуществить поездку по городам Европы, и для комфортного ожидания. Есть в нем рестораны быстрого питания и кафе, книжные магазины и аптека, пункт проката автомобилей и велосипедов, парикмахерские и супермаркет Billa, пункты обмена валют и банкоматы. Круглосуточно работают камеры хранения багажа двух типов - самообслуживания и автоматические. А в Информационном центре вы получите ответы на любые вопросы на русском языке. Толчеи на вокзале нет. При наличии нескольких залов ожидания места хватает всем. А для пассажиров с детьми выделен отдельный зал. Удобно, что есть прямое соединение с аэропортом, добраться до которого можно на специальном экспресс-автобусе.
Фото: «Поезда в Чехии».За сутки по железным дорогам Чехии перемещается более 7 тысяч поездов. Больше половины из них - пригородные поезда или, по-нашему, электрички. Конечно, не все они новые, современные. К платформе может подойти и старенький состав, но прекрасно сохранившийся внешне за счет регулярного заботливого ухода. Внутреннее оснащение чешских электричек тоже разное и зависит от класса вагона и типа поезда. Например, Regio Panter и City Elefant обслуживаются по 1-му и 2-му классу. У Regio Panter разница в классе проявляется только в отделке кресел, а у City Elefant к ней добавлено еще большее расстояние между креслами. Во всех вагонах Реджио Пантер работает Wi-Fi, установлены кондиционеры и розетки для зарядки гаджетов. Под пассажирскими сиденьями имеются урны. Есть туалет с туалетной бумагой, водой и жидким мылом. Сити Элефант отличается отсутствием Wi-Fi (но возможно, что сейчас уже есть или будет в ближайшее время). Розетки есть не везде, а урны находятся под столиками. В некоторых поездах нет кондиционеров, но туалет имеется в любом составе.
Независимо от возраста, типа поезда и класса комфортности, во всех электричках Чехии всегда чисто и уютно. После каждого рейса осуществляется уборка вагонов. Заплатить за билет можно, как в вокзальной кассе, так и непосредственно в поезде проводнику-кассиру. Цена на билет зависит от километража, количества покупки билетов за один раз и действующих на данный момент скидок.
Поезда в Чехии разделяются по типам: международные, региональные, высокоскоростные, ночные, пригородные, экспрессы и т.д. В Чешской Республике железнодорожный транспорт пользуется успехом. К наиболее популярным относится поезд-экспресс Pendolino. Название явно не чешское и это объяснимо, ведь составы этого типа производятся итальянской компанией Alstom, заводы которой расположены в городе Савильяно. Название отображает уникальность серии. В переводе с итальянского, "pendolo" - "маятник". Вагоны Пендолино в поворотах могут наклоняться до 8 градусов относительно своей вертикальной оси. Эта технология позволяет необычным итальянским поездам не снижать скорость при прохождении поворотов и нейтрализовать действие центробежной силы.
Фото: «Скоростной поезд "Пендолино"».На данный момент Pendolino - самый удобный и самый быстрый поезд железнодорожного сообщения Чехии, развивающий скорость до 230 км/ч. Все чешские поезда Пендолино отправляются с главного вокзала Праги. На этом поезде можно, например, быстро и комфортно добраться до популярного у туристов города Пльзень (особенно популярного у любителей пива).
С Пендолино или другого поезда вы сойдете на платформу главного вокзала Пльзень - Plzen hlavni nadrazi. Не торопитесь покидать это место. Здание вокзала заслуживает более пристального осмотра. Очень симпатичное. По архитектуре чем-то напоминает наши православные церквушки. Особенно такому сходству придают крыши-купола вокзального здания - большой купол центральной части и два маленьких на боковых пристройках. Открыто оно было в 1907 году, а в 2000-ом объявлено памятником архитектуры.
Фото: «Здание Plzen hlavni nadrazi». Фото: «Просторный вестибюль вокзала в Пльзене».Внутри огромный просторный вестибюль. Справа от входа находится магазин, в котором можно приобрести билеты на городской транспорт. Также, на вокзале есть все необходимое для пассажиров: расписание движения поездов, билетные кассы, камеры хранения, информационные стенды, лифт, рассчитанный для детских и инвалидных колясок, киоски с прессой, туалеты, обмен валют, небольшие кафе и магазины, камеры хранения, чистый зал ожидания. По обеим сторонам от здания, на уровне второго этажа, находятся платформы.
К числу знаменитых "пивных" городов причислен и Ческе Будеевице. Но история города начинается с 1265 года, поэтому в нем можно очень много на что посмотреть, помимо пивных заводиков и знаменитой пивоварни Будвайзер Будвар. Один из вариантов, как сюда попасть - поездка на поезде. Железнодорожный вокзал Ческе Будеевице - длинное, солидного вида здание, построенное в XIX веке. Находится оно рядом с автовокзалом. Это очень удобно для туристов. А для тех, кто с вокзала намерен отправиться на прогулку по городу, в непосредственной близости от него имеется остановка городского транспорта.
Лишний багаж можно оставить в ручных или автоматических камерах хранения вокзала. В здании и на территории также, как и на вокзале в Пльзени, есть все необходимое, чтобы путешественникам было комфортно. Чтобы попасть на платформы, нужно спуститься в туннель и пройти до нужного выхода к путям.
Фото: «Туннель для прохода на платформы». Фото: «Билеты на поезд в Пльзень».Путешествие по Европе посредством железнодорожного транспорта - очень удобный и интересный способ. В отличие от автобусов, поезда в Чехии и соседних странах курсируют регулярно, не зависимо от туристического сезона. Если вы больше предпочитаете поездки с комфортом, то можете взять машину на прокат в Праге.
russo-turisto.net
В целом пользоваться поездами в Чехии надо также как и в других странах мира, но рассмотрим подробней ситуацию, что вы приехали в Чехию и вам предстоит воспользоваться поездом, ответим на вопрос – что вас ожидает.
Билеты на поезда можно купить на всех вокзалах в Чехии, если вокзал большой (Прага, Брно) то на нем будут раздельные кассы различных транспортных компаний, на маленьких вокзалах разделения в кассах по компаниям нет. О главном железнодорожном вокзале Праги читайте здесь.
По Чехии ездят поезда нескольких чешских компаний, крупнейшей из которых является ČD, разумеется кроме чешских компаний по стране ездят и некоторые иностранные компании, поезда которых ходят до каки-то городов Чехии. Компания ČD это полностью государственная компания, и самый крупный перевозчик по железным дорогам Чехии на данный момент, на ней мы и будем совершать наше вымышленное путешествие. Насчет современности поездов у любой компании переживать не стоит, даже если снаружи вагоны могут выглядеть не современно, то внутри они будут современно сделаны, по крайней мере, я никогда не видел устаревшей обстановки, хотя много раз пользовался услугами чешских железных дорог. Внутри вагоны бывают разные, чаще всего они сделаны как купе:
В каждом из купе сидит по 6-8 человек и чаще всего внутри купе есть 4 розетки (да-да, мест больше чем розеток, но обычно никто не пользуется розетками, так что проблем не возникает)
Обычно продают билеты без мест, это значит вы можете садиться там, где вам захочется. Но существует возможность предварительной резервации места, которой обычно никто не пользуется, но если вдруг кто то воспользовался, то тогда на входной двери в купе будет висеть его имя, и написано какое из шести мест тот человек занимает. Если табличек на дверях нет, то садитесь куда угодно. Прелесть поездов в Чехии в том, что на них можно уехать всегда, так как места не распределяются и можно ехать хоть стоя, но, конечно обычно все ездят сидя, мест хватает. Насчет того, нужно ли кому то в поезде уступать место, есть однозначный ответ, если вы едете в любом из купе кроме первого и последнего — нет не нужно, можно, но не обязательно. А вот в первом и последнем купе вы обязаны уступить место пожилому человеку, и женщине с ребенком.
Этот момент сильно отличается от России. Вы сначала садитесь и начинаете ехать, и в течение 30-40 минут поездки вас проверят, к вам в купе зайдет человек, спросит ваши билеты. Если у вас есть какие-то скидочные карты, на основании которых вы покупали билет, то вы должны предоставить и их. Контролер внимательно все проверит, и потом вы будете видеть его еще неоднократно, он будет каждую станцию проходить и проверять билеты у новых пассажиров, старых, они каким-то чудесным образом, всегда помнят и повторными проверками не напрягают.
Чаще всего поезда оборудованы современной туалетной комнатой, которая в отличии от большинства российских поездов, не закрывается на станции, так как является биотуалетом.
Этот вопрос действительно важный, так как откровенно говоря все чешские станции вокзалов похожи друг на друга. Поэтому не расслабляйтесь со станциями, во-первых всегда знайте во сколько должен прибыть ваш поезд на конечную для вас станцию, и ориентируйтесь по этому времени, а во вторых иногда выглядывайте в коридор, по его обоим бокам висят табло, на которых написано название следующей станции. А самый смешной вопрос я оставил для конца — как вообще выйти из поезда. Это конечно не наука, но просто так из него не выйти, так как не на конечной станции двери сами не открываются, и просто руками их не открыть, вам следует нажать кнопку, для открытия двери. Причем нажимать заранее ее нельзя, нажимайте при полной остановке поезда. Ниже приведена фотография, нас интересует зеленая кнопка, красная кнопка наоборот закрывает двери, красную надо нажимать на маленьких станциях, если вы заходите в поезд последним, хотя двери в любом случае закроются автоматически при старте движения поезда.
czlife.ru
Сайт чешских железных дорог.
Прага является главным центром железной дороги. Наиболее важные железнодорожные станции являются:
* Hlavni nadrazi (Главный вокзал). Самая большая станция. * Nadrazi Holesovice (Holesovice Station) (Голешовице вокзал). Вокзал для поездов, слушающих из Берлина и в другие направления на север.
Типы поездов и обозначения:
* SC SuperCity: высокоскоростные поезда между крупными городами * Eurocity (EC) и InterCity (IC): междугородние поезда между крупными городами * Ночные поезда * Spesny (Sp): специальные межрегиональные поезда * Rychlik (R): межрегиональные поезда * Expres (Ex): региональные поезда, остановки только на отдельных станциях * Osobn? Vlak (ОС): пригородные поезда Время в пути на некоторые популярные маршруты: Прага - Брно: 3 часа Прага - Острава: 4 часа Прага - Оломоуц: 3 часа Прага - Берлин: 5 часов Тарифы и стоимость проезда в поездах в Чехии
Вагоны в скорых поездах разделены на купе по 6 мест. Можно занять любое свободное место, поэтому резервировать места необязательно. В билетах на скоростные поезда уже указаны конкретные места. Ездить без билетов не рекомендуется, так как в каждом поезде есть контроллеры. Билет можно купит в железнодорожной кассе на вокзале, оплатить свой проезд непосредственно у контролера. Оплату принимают также в евро, сдача в кронах. Оплата проезда у контроллера будет чуть дороже тарифов в кассах. Кроме того, действуют скидки для студентов, групповые скидки и тд.
Выгоднее всего покупать билеты заранее на сайте жд Чехии, примеры стоимости тарифов: Прага - Оломоуц 310 крон, по акции при покупке на сайте жд Чехии - от 150 крон, Прага - Брно от 316 крон, но при покупке заранее через интернет от 158 крон. Прага - Варшава от 900 крон Прага - Берлин от 50 евро.
Проездной InterRail в ЧехииПроездной в Чехии стоит от 49 евро (3 дня в течении месяца во 2 классе взрослым до 26 лет) или 94 евро (8 дней в период месяца во 2 классе) до 216 евро в 1 классе на 8 дней в период месяца.
Небольшая станция недалеко от австрийской границы
На Главном вокзале Праги
Чешский Кртек изображен на одном из вагонов состава
Скоростной поезд ИнтерСити в Чехии
Вагон первого класса
Вот такое можно увидеть на улицах Брноmishka.travel