Развитие двухэтажных поездов РЖД
Популярность двухэтажных поездов РЖД среди пассажиров растет. По данным ФПК, в первом квартале 2021 года ими воспользовались более 1,8 млн человек, что на 16,3 % больше, чем за аналогичный период прошлого года, а в марте двухэтажными поездами воспользовались 678,4 тыс. пассажиров, что в 1,5 раза больше, чем в марте 2020 года.
Льготы для пассажиров включают в себя различные скидочные акции, такие как «Поезд выше – цена ниже!» и т. д. Наиболее популярными рейсами с начала 2021 года являются Москва – Брянск (16,6 % всех двухэтажных рейсов), Москва – Воронеж (13,4 %), Москва — Санкт-Петербург (11,3 %), Санкт-Петербург — Мурманск (7,2 %), Санкт-Петербург — Адлер (6,7 %) и Москва — Адлер (6,6 %).
В настоящее время в парке ФПК находится 623 двухэтажных вагона (спальных и сидячих вагонов для ежедневных поездов), из которых составляет 20 пар поездов по 14 маршрутам. В этом летнем сезоне ФПК еще больше расширила свое предложение: введен новый двухэтажный поезд 277/278 Санкт-Петербург — Анапа для удовлетворения возросшего спроса на перевозки на Черноморское побережье России, а с 8 мая поезд 72/71 Москва — Чебоксары переоборудовали в двухэтажные.
Это первая двухэтажная линия РЖД на дизельной тяге, для которой пришлось приспособить некоторые локомотивы класса ТЭП70БС для снабжения этих граблей электроэнергией и для работы в составе многоколейки, чтобы справиться со всеми требованиями тяги. До сих пор из-за невозможности обеспечения электроэнергией тепловозов использование двухъярусных граблей ограничивалось только электрифицированными линиями.
Этот момент ознаменовал выполнение объявленного еще в 2017 году плана, согласно которому Коломенский завод (КЗ) должен был приступить к подготовке локомотивов класса ТЭП70БС, модифицированных для многократной эксплуатации, чтобы они могли тянуть более длинные и энергоемкие поезда. Тогда ожидалось, что первый локомотив будет готов к концу 2017 года, а одобрение типа ожидалось в 2018 году. Первой ТЭП70БС с новой системой управления была модель 316. С этого момента все машины ТЭП70БС оснащены по этой схеме. К настоящему времени завод построил 40 локомотивов, последний из которых — ТЭП70БС-356 для Демирёллары.