Минский метрополитен
История строительства метрополитена
4 февраля 1977 года Совет Министров СССР подписал постановление о начале строительства подземного транспорта в Минске. Спустя три месяца, 3 мая 1977 года, работы начались. Строительство тоннеля началось 4 ноября 1977 года. Линия 1 была введена в эксплуатацию 30 июня 1984 года, накануне 40-летия освобождения Минска от фашистских войск в Великой Отечественной войне. Первый участок линии имел длину 7,84 км, на нем было 8 станций и одно депо (Московское).
Вскоре после открытия первой линии стало очевидно, что систему необходимо расширять. В результате была построена пристройка длиной 1,71 км, соединяющая станцию Московская со станцией Восток.
Строительство линии 2 началось в 1985 году. Введена в эксплуатацию в 1990 году, имеет 6,12 км путей и 6 станций.
Этапы строительства метро:
1995 — 2,92-й маршрут (две станции),
1997 г. — 3,55 км, удлинение 2-го маршрута (две станции),
2001 г. — 1796 км, удлинение 2-го маршрута,
2003 г. — строительство Могилевского депо,
2005 г. — 3,93 км удлинения 2-го маршрута (три станции),
2007 г. — 2,69 км удлинения 1-го маршрута (две станции).
Одной из особенностей Минского метрополитена являются его мелкие станции. Из-за очень высокого уровня грунтовых вод станции были построены глубиной всего от 10 до 17 метров. Поскольку строительству метро часто мешали зыбучие пески, работы требовали абсолютной точности, особенно когда тоннели и станции нужно было строить в центре города. После успешного завершения работ работники Минского метрополитена получили множество положительных отзывов и благодарностей от первых пассажиров. Станции метро напоминали дворцы, и каждая станция имела свой дизайн. Метро наконец-то решило давние транспортные проблемы Минска, вызванные многочисленными заводами и фабриками в городе. С введением метро пассажирская нагрузка на наземный транспорт снизилась, и минский метрополитен стал самым популярным видом общественного транспорта. В первый год работы метро перевезло 80 миллионов человек.
Минский метрополитен сегодня
Сегодня Минский метрополитен состоит из 28 станций, 35,43 км путей и двух линий: Московской и Автозаводской.
Метро — самый удобный, надежный и экологичный вид общественного транспорта. Это система скоростного транспорта, которая открыта для обслуживания пассажиров с 5:30 до 1:00. Интервал движения в часы пик составляет 2 минуты.
На метро приходится 32,7% загрузки общественного транспорта Минска.
С момента открытия системы метро в 1984 году пассажиропоток увеличился в три раза (207 000 пассажиров в 1984 году, 769 000 пассажиров в настоящее время), и эта цифра выше, чем прогнозировалось в те дни.
В 1984 году Минский метрополитен был 9-й системой метрополитена Советского Союза. Сейчас это 4-я по загруженности система метро бывшего СССР (после Московского, Санкт-Петербургского и Киевского метро).
Инвентарный парк Минского метрополитена составляет 337 вагонов и 31 эскалатор.
На существующих линиях установлены системы сигнализации, автоматизированная система управления движением поездов, бесстыковые рельсовые цепи и простая автоматическая блокировочная система.
Система управления движением модернизированная «Лисна-М» предназначена для управления электроснабжением и работой эскалаторов.
В головных вагонах поездов установлены светодиодные панели с названиями конечных станций.
Выполнен капитальный ремонт подвижного состава метрополитена в депо Могилевское.
Специальные вакуумные системы используются для очистки автомобилей и напольного оборудования.
Все станции метро оснащены видеонаблюдением. Установка цветных камер видеонаблюдения в системе метрополитена началась в 2005 году. Изображения с камер передаются диспетчерам поездов, электромеханическому управлению и полиции и хранятся в течение 72 часов в системе «Видеосеть». Процесс установки видеонаблюдения завершен в 2012 году.
В настоящее время Минский метрополитен проводит замену старой системы пожаротушения в поездах на новую («Игла»).
Наряду с заменой системы радиосвязи в поездах и на станциях в Минском метрополитене произведена замена прокладки кабелей и модернизированы АТС. Каждая станция получила дополнительные телефонные линии.
Станции Минского метрополитена оборудованы телефонными линиями экстренной связи. Теперь пассажиры могут легко связаться с начальниками станций и полицией в случае чрезвычайной ситуации.
Все станции метро имеют покрытие GSM, обеспечиваемое тремя крупнейшими телефонными операторами Беларуси.
Система электроснабжения метрополитена построена на базе оборудования Pluton Energo, Hoppeke и Reihem.
Новые станции оборудованы лифтами и подъемниками для людей с ограниченной подвижностью.
Минский метрополитен устанавливает автономные системы отопления (тепловые насосы, электрические котлы и тепловые завесы) на всех новых станциях и при модернизации старых станций.
Все больше станций Минского метрополитена обзаводятся вестибюлями. Строительство вестибюлей станций теперь является частью строительства новых станций, а строительство вестибюлей на существующих станциях финансируется частными инвесторами, которые планируют открыть там свои киоски и торговые точки.
На станциях установлены турникеты серии АКП-2004 и ПКА-2004, оснащенные современными электронными системами АКП-73 и ПКА-73. Турникеты АКП-2004 имеют как считыватели магнитных и бесконтактных карт, так и слоты для жетонов. Жетоны используются для разовых поездок, а карты используются в качестве сезонных билетов.
Специальные проходы оборудованы системами подсчета пассажиров.
Подготовка водителей осуществляется в депо метрополитена, оборудованных тренажерами кабины машинистов и специальным программным обеспечением.
Перспективы развития
Завершается строительство 1,8-километрового продолжения 1-й линии (от станции Петровщина до станции Малиновка). Сейчас проектируется следующий участок линии от Малиновки до Щемыслицы (2,7 км). Станция «Малиновка» будет открыта для пассажиров в 2014 году.
Развитие Минского метрополитена входит в число целей планов развития города Минска. В будущем в системе будет 4 линии, 77,1 км путей и 58 станций.
Линия 1 протяженностью 20,8 км с 16 станциями соединит юго-запад и северо-восток города с центром города и железнодорожным вокзалом.
Линия 2 (протяженность 20,3 км, 16 станций) пройдет с северо-запада на юго-восток города и будет связана с центром города и промышленной частью Минска.
В планах развития метрополитена строительство линий 3 и 4. Они будут введены в эксплуатацию в период с 2017 по 2035 год.
Линия 3 будет состоять из 14 станций (17,2 км). Участок первой линии с 4 станциями планируется ввести в эксплуатацию в 2017 году. Две станции станут пересадочными станциями с линиями 1 и 2, что разгрузит их от пассажиропотока.
Подготовительные работы начались в 2013 году. Три станции 3-й линии будут иметь глубину 20 метров, что сделает их самыми глубокими станциями Минского метрополитена. Линия 3 будет оборудована дверями-ширмами на платформе и АТО. Он также будет иметь движущуюся дорожку длиной 100 метров со скоростью 1 метр в секунду.
Линия 4 будет состоять из 9 станций (15 км путей).
Ключевые показатели эффективности, 2012 г. | |
Общая эксплуатационная длина (два пути), км | 35,43 |
Количество строк | 2 |
Количество станций | 28 |
в том числе количество станций с одним выходом | 5 |
Плотность метрополитена (кв. км на город км.) | 0,115 |
Количество пар поездов в час | 30 |
Минимальный интервал, сек | 120 |
Выполнение графика движения поездов, % | 99,99 |
Инвентарный подвижной состав, вагоны | 337 |
Подвижной состав в эксплуатации, вагоны | 337 |
Всего автомобилей/км, млн. | 31,3 |
Количество складов | 2 |
Средняя эксплуатационная скорость поезда, км/ч. | 49,2 |
Средняя скорость поезда, км/ч. | 40,5 |
Потребляемая мощность, млн. дол. кВтч | 97,97 |
в том числе мощность на тягу поездов, млн. кВтч | 77,51 |
Удельный расход энергии на тягу, Вт·ч на т/км | 65,90 |
Количество подстанций | 35 |
Длина силовых кабельных систем, км | 4140 |
Количество работающих эскалаторов | 31 |
Количество станций с эскалаторами | 9 |
Протяженность линий, оборудованных системами контроля скорости, км, в том числе: | 44,46 |
в качестве основной системы сигнализации, км. ➜ |