РЖД введут платную услугу по перевозке несовершеннолетних в поездах — РБК
Федеральная пассажирская компания, дочернее предприятие РЖД, вводит новую услугу «сопровождение ребенка в пути». Дети старше 10 лет смогут самостоятельно ездить на поездах дальнего следования, но под присмотром проводников
Фото: Рамиль Ситдиков / РИА Новости
Дети старше десяти лет смогут ездить в поездах дальнего следования без родителей и сопровождающих, за ними будут присматривать проводники. Об этом заявил глава Федеральной пассажирской компании (ФПК) Петр Иванов в интервью «Российской газете».
По словам главы ФПК, компания готовится начать предоставление услуги «сопровождения ребенка в пути». «По прибытии на станцию назначения проводник должен будет передать ребенка доверенному лицу», — отметил он. Услуга будет платной, ее планируют ввести в 2018 году, сейчас ФПК «изучает опыт других перевозчиков по сопровождению».
В настоящее время закон не запрещает детям старше десяти лет самим ездить в поездах дальнего следования, сообщила РБК юрист «Делового фарватера» Кристина Майорова.
adv.rbc.ru
Постановление правительства № 111 «Об утверждении Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров» не допускает проезда детей в возрасте до десяти лет без сопровождения взрослых, за исключением случаев посещения общеобразовательных учреждений. «То есть самостоятельный проезд ограничен лишь для детей младше десяти лет, а не старше. Таким образом, правила разрешают проезд детей старше десяти лет без сопровождения взрослых в поездах дальнего следования и старше семи лет — в поездах пригородного сообщения», — пояснила Майорова.
adv.rbc.ru
По словам юриста, появление платной услуги сопровождения детей возлагает повышенную ответственность на проводников. «Дети зачастую подвержены случайному травматизму. Захочет ли проводник брать на себя ответственность, которая может довести и до реального срока лишения свободы, к примеру по статье «Халатность» (ст. 293 УК РФ), не ясно», — считает Майорова.
Адвокат Павел Астахов в разговоре с РБК также указал, что несовершеннолетние старше десяти лет могут самостоятельно перемещаться в поездах дальнего следования, «если [ребенок] старше десяти лет и на руках есть оригинал свидетельства о рождении или паспорт ребенка». «Просто многие родители не рискуют этого делать», — отметил он.
По его словам, если родители отправляют ребенка в самостоятельное путешествие, после заключения договора на перевозку несовершеннолетнего ответственность за безопасность, жизнь и здоровье ребенка будет лежать на исполнителе, «то есть на уполномоченном представителе транспортной компании — проводнике, который будет сопровождать ребенка во время всего пути следования».
По мнению Астахова, возрастает вероятность ЧП при использовании услуги сопровождения проводником детей на поездах дальнего следования. «Сейчас на авиарейсах существует услуга перевозки ребенка с сопровождением. Но между самолетом и поездом есть большая разница: во время авиарейса ребенок не может сойти на станции и потеряться. Как проводники в поездах будут следить за перемещением вверенных им подростков, это вопрос. Поскольку услуга будет платной, очевидно, что любой заплативший родитель в рамках не только Семейного кодекса, но и Закона о защите прав потребителей будет требовать четкого, своевременного и безопасного исполнения обязанностей по сопровождению своего чада в рамках заключенного с перевозчиком соглашения», — считает Астахов.
РБК направил запрос в АО «ФПК».
Накануне Иванов сообщил, что железнодорожники готовятся к принятию закона о создании черного списка пассажиров, которым будут отказывать в перевозке. Глава ФПК подчеркнул, что компания ведет собственный черный список и заранее предупреждает проводников об «опасных» пассажирах. «Мои сотрудники знают, что эти люди поедут, они могут пригласить сотрудников полиции сопровождать поезд», — сказал он.
В России в середине ноября приняли закон, согласно которому авиакомпании получили право не продавать билеты пассажирам, ранее внесенным в черные списки за дебоширство на борту самолета или создание угрозы безопасности воздушного судна.