Россия присоединится к клубу высокоскоростных железных дорог
Международные железнодорожные гиганты вместе с государственными и иностранными инвестиционными банками уже присматриваются к той роли, которую они могут сыграть в одном из самых дорогих инфраструктурных проектов в мире — высокоскоростной железнодорожной линии, которая будет построен от Москвы до Казани, в 800 км к востоку от столицы.
Глава РЖД Якунин договорился с Путиным о выделении на проект 150 миллиардов рублей из государственной казны.
На прошлой неделе на Петербургском экономическом форуме президент Владимир Путин объявил о планах раскупорить Фонд национального благосостояния или ФНБ и в ближайшее время потратить 450 миллиардов рублей (13,6 миллиарда долларов) на три крупных инфраструктурных проекта.
Один из них — новая линия высокоскоростной железной дороги, которая соединит Москву и крупные города на востоке: Владимир, Нижний Новгород, Чебоксары и Казань.
Ориентировочной стоимостью 928 миллиардов рублей она станет пока единственной настоящей высокоскоростной линией в стране, по которой поезда будут нестись со скоростью до 400 километров в час. Поездка из Казани в Москву, которая сегодня может занять около 13 часов, будет сокращена до 3,5 часов. А на проезд между крупными городами на линии в среднем уходит час.
Существующие экспрессы из Москвы в Санкт-Петербург и Нижний Новгород, а также из Санкт-Петербурга в Хельсинки технически не считаются высокоскоростными, поскольку эти поезда редко ходят со скоростью 220 километров в час.
Гора денег
Президент ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин ранее заявлял, что работы по проекту начнутся в этом году и продлятся год. Министр транспорта Максим Соколов заявил, что вся линия может быть построена уже в 2018 году, к чемпионату мира по футболу, местом проведения которого является Казань.
Пока времени мало, чиновники подчеркивают, что на данный момент у них есть для проекта предварительные расчеты и политическая воля. Что касается финансирования, то понятно, что даже если бы вся заявленная президентом Владимиром Путиным сумма материализовалась для железной дороги Москва — Казань, это покроет лишь примерно половину необходимой суммы.
Семьдесят процентов от общей суммы, необходимой для строительства линии, должны поступить из государственных средств, а остальная часть должна быть предоставлена частными инвесторами, банками и другими источниками.
Якунин сказал, что пока договорился с президентом о выделении на проект 150 миллиардов рублей из государственной казны. Это первый транш, и это не значит, что это все, что будет запрошено, добавил он. По словам Якунина, окончательная цена будет рассчитана после того, как будет готова проектная документация.
По словам официальных лиц, деньги могут поступать и из других источников. Это бюджетные средства, средства ФНБ, Пенсионного фонда, РФПИ, инвестиции компаний, в том числе РЖД, а также кредиты государственных и частных банков, сообщил первый вице-президент Александр Мишарин. ОАО «Российские железные дороги» и глава «Скоростных магистралей», дочерней компании государственной железнодорожной монополии, отвечающей за развитие высокоскоростных железных дорог.
«Надо запустить проект и тогда вокруг него вырастут деньги», — сказал Мишарин.
Что касается доходов, официальные лица заявили, что «активный возврат инвестиций начнется примерно через 15 лет». По оценкам, бюджет будет получать 7,2 процента в год с точки зрения денежных поступлений и больше из-за стимулирующего эффекта на экономику, вызванного усилением взаимосвязанности.
По мнению специалистов Центра стратегических разработок, с появлением скоростной магистрали в район переедет больше людей, средняя заработная плата в регионе вырастет на 30-50 процентов, больше рабочих мест и заказов для промышленность будет создана.
Ранняя пташка
Несколько финансовых учреждений уже проявили интерес к проекту. Один из них — государственный Внешэкономбанк.
«Оценка РЖД, что проект будет стоить 928 млрд рублей, по нашим расчетам, близка к реальности. Мы сейчас ведем переговоры и думаем, как мы можем его поддержать», — сообщил председатель правления банка Владимир Дмитриев. ТАСС.
Европейский банк реконструкции и развития, подписавший на Петербургском форуме меморандум о сотрудничестве с РЖД, также рассматривает возможность участия в проекте. Согласно документу, развитие инфраструктуры высокоскоростной железной дороги входит в число направлений предполагаемого партнерства банка с монополией.
Хотя деньги на строительство линии могут быть найдены, принимая во внимание количество политической воли, накопленной для проекта, железнодорожные чиновники четко понимают тот факт, что России не хватает опыта в строительстве высокоскоростной железной дороги и что придется импортировать из-за границы.
«Мы приветствуем здесь международных инвесторов, в частности, тех, кто может принести новые технологии для строительства основного участка высокоскоростной линии», — сказал Якунин, отвечая на вопросы о проекте на 8-м железнодорожном форуме «Стратегическое партнерство 1520», который состоялся в конце мая в Сочи.
Несколько крупных международных железнодорожных компаний уже предложили свою помощь в строительстве линии, а также в предоставлении для нее подвижного состава.
«Мы можем привезти очень высокоскоростную технологию из Европы, а затем адаптировать ее для России», — сказал Анри Пупар-Лафарж, президент Alstom Transport, добавив, что у компании есть средства и опыт для самостоятельного строительства линии.
«В подвижной состав мы можем предложить поезда «Аллегро», которые курсируют из Санкт-Петербурга в Хельсинки. Что бы мы ни делали, мы можем локализовать это в Трансмашхолдинге», — сказал он.
Начальник железной дороги Якунин часто подчеркивал, что для того, чтобы иностранная фирма могла успешно участвовать в тендерах на железнодорожные проекты, она должна думать о местном производстве.
В прошлом году Alstom создала совместное предприятие с российским производственным гигантом Трансмашхолдингом и начала местное производство высокотехнологичных железнодорожных компонентов для грузовых и пассажирских локомотивов.
Еще одна компания, которая также планирует принять участие в предстоящем проекте высокоскоростной железной дороги, — Siemens, давний партнер монополии, которая уже имеет местное производство поездов «Ласточка» совместно с российским производителем Синара.