Содержание
«Москва на неделю»: часто летающие пассажиры Грузии советских времен | Особенности
Тбилиси, Грузия – В 1980-х годах, когда Манане Начкебиа было около 20 лет и она работала на авиационном заводе в столице Грузии Тбилиси, она с удовольствием проводила отпуск в Москве.
В то время Грузия была одной из 15 советских республик, входивших в состав СССР. Манана, которой сейчас 60 лет, каждый год ездила в российскую столицу и покупала французские духи, модную одежду и обувь — дорогие импортные товары, которые не были легко доступны в СССР.
«Мы любили Москву», — говорит Манана, сидя среди фиалок в горшках, зелени и православных икон в гостиной своего тбилисского дома.
«Будучи молодыми, мы должны были ехать и смотреть столицу, большие театры и Ленина, потому что все мы были членами Коммунистической партии. В его [Ленина] мавзолей всегда была длинная очередь», — вспоминает она.
Она и ее друзья останавливались в пансионах в центре города, рядом с известными в Москве универмагами ЦУМ и ГУМ, и она посетила мавзолей Ленина всего один раз.
«Когда мы вышли, моя подруга сказала мне, что сожалеет о том, что не смогла пройтись по магазинам вместо того, чтобы потратить целый день на ожидание [в очереди к мавзолею] снаружи».
Манана, которая работала техником по электронике, и ее друзья были не единственными, кто путешествовал и воспользовался обширной бюджетной услугой авиаперевозок. Задолго до того, как появились сегодняшние бюджетные перевозчики, такие как Ryanair, EasyJet и другие, многие простые советские граждане летали в российский мегаполис на отдых самолетами. Советские власти отдавали предпочтение коллективному общественному транспорту, а не личному автомобилю, и, учитывая огромные расстояния в пределах СССР — он охватывал 11 часовых поясов, как сегодня Россия — и суровый климат, инвестиции в воздушный транспорт часто были менее затратными, чем строительство новых автомобильных и железных дорог.
Билет на самолет из Тбилиси в Москву стоит 37 рублей в одну сторону и вдвое дороже обратно. Это было доступно, сравнимо с проездом на поезде, который стоил 31 рубль в одну сторону. Но советская авиакомпания «Аэрофлот», монопольная организация, была более популярна, чем советская железнодорожная система, для дальних поездок. «Экономьте время, летайте Аэрофлотом!» был слоган авиакомпании. Действительно, чтобы добраться до советской столицы по воздуху, потребовалось менее трех часов, а поездом — более 40.
«Я зарабатывала от 300 до 400 рублей в месяц, — мягко и мягко говорит Манана. Жилье в Тбилиси ей предоставил завод бесплатно, а скобы стоили всего несколько копеек (сотых долей рубля).
«С этой зарплатой я мог бы поехать в Москву на неделю без необходимости копить деньги».
Манана Начкебия, 60 лет, любила путешествовать из Тбилиси в Москву в 1980-х [Жюльен Пебрел/MYOP/Al Jazeera] молодые специалисты были среди тех, кто путешествовал по СССР.
«После окончания школы я поехала с мамой в Москву. Мы сделали покупки и посетили музеи. Потом, в студенческие годы, я также ездила в Каунас, Вильнюс и Тарту», — рассказывает 54-летняя жительница Тбилиси Хатуна Шаматава, имея в виду поездки в Литву и Эстонию.
У Хатуны до сих пор хранятся спичечные коробки с московской Олимпиады 1980 года, которые она купила в качестве сувенира, когда впервые прилетела в советскую столицу в возрасте 13 лет. -один пункт назначения. Грузины, независимо от достатка, были культурно щедрыми транжирами и поэтому приветствовали туристов в московских магазинах и ресторанах.
«По сравнению с другими национальностями, грузины были известны в Москве как люди с деньгами и склонностью демонстративно тратить их», — говорит Эрик Скотт, доцент истории Канзасского университета в США, написавший книгу о грузинской диаспоре в СССР.
«Между Тбилиси и Москвой ежедневно выполнялось не менее 10 рейсов, а летом их число может возрасти до 14», — вспоминает 60-летний бывший пилот «Аэрофлота» Каха Чачава, который сейчас работает в Агентстве гражданской авиации Грузии.
Каха Чачава, 60 лет, бывший пилот Аэрофлота говорит, что в советский период между Тбилиси и Москвой летом могло быть до 14 ежедневных рейсов [Жюльен Пебрел/MYOP/Al Jazeera] логотип с переплетением стилизованных крыльев с серпом и молотом. Быть пилотом было престижной профессией, и национальный авиаперевозчик, который эксплуатировал невоенные самолеты, а также наземные службы и аэропорты, также затронул популярную советскую культуру.
Фильм 1977 года «Мимино» («Ястреб-перепелятник» по-грузински), культовая грузинская советская комедия, рассказывает о приключениях пилота вертолета по имени Валико, который работает в отдаленных горных районах. Он изо всех сил пытается найти свое место в Москве, но в конце концов осуществляет свою мечту стать пилотом на международных линиях и управлять сверхзвуковым лайнером Аэрофлота Ту-144.
Открытая в 2011 году возле станции метро «Авлабари» в Тбилиси, скульптура, посвященная Мимино, изображает Валико и двух других персонажей: армянского дальнобойщика и российского ветерана войны. Для многих, кто достиг совершеннолетия во времена Советского Союза, и памятник, и фильм олицетворяют многонациональную ткань СССР и официальную идеологию братства народов.
Оба были разрушены, когда распался СССР. После нескольких месяцев политического кризиса Михаил Горбачев ушел с поста президента Советского Союза 25 декабря 1991 года. Бело-сине-красный российский флаг заменил знамя с серпом и молотом над Кремлем. Но Грузия уже провозгласила независимость несколькими месяцами ранее, в апреле 1991 года, следуя примеру прибалтийских государств Эстонии, Латвии и Литвы.
54-летняя Хатуна Шаматава посетила Москву и города Литвы и Эстонии в 1980-е [Julien Pebrel/MYOP/Al Jazeera]
Бюджетные рейсы, по-советски
Манана, Хатуна и многие представители последнего советского поколения, которым сейчас от 50 до 70 лет, с ностальгией вспоминают дешевые рейсы Аэрофлота.
Они часто быстро вспоминают самые легкомысленные моменты своих поездок в Москву: уезжали на несколько дней или даже меньше, чем на 24 часа, на вечеринку, ужин с друзьями, встречу с любовником или просто сделали новую стрижку в советская столица.
Не только грузины любили эти городские побеги. В каждом уголке СССР у молодежи была возможность прилететь и открыть для себя Москву, космополитический мегаполис.
Советский Союз — страна с плановой социалистической экономикой — во многом изобрел концепцию лоукостеров еще до распространения сегодняшних бюджетных авиакомпаний. И действительно, между прошлыми услугами Аэрофлота и сегодняшними бюджетными авиаперевозчиками есть сходство, такое как базовый комфорт, отсутствие бизнес-класса, урезанное или отсутствующее питание и очереди.
«Как ни странно, Аэрофлот был в авангарде того, что должно было произойти с остальным миром с 19Начиная с 90-х годов, пассажирские перевозки были сведены к минимуму, чтобы снизить цены», — говорит американский историк Стивен Харрис, который пишет книгу о советской компании. «Большая разница в том, что у «Аэрофлота» не было обязательств по получению прибыли. В первую очередь это была государственная администрация, у которой не было стимула использовать более экономичные самолеты или сокращать наименее посещаемые маршруты».
Воздушные перевозки, доступные всем, стали результатом решения коммунистических лидеров на рубеже XIX и XIX веков. 60-х построить огромное количество новых аэродромов и значительно снизить стоимость проезда.
В феврале 1966 года министр гражданской авиации СССР генерал Евгений Логинов заявил на встрече с европейскими журналистами: «Воздушный транспорт движется в сторону снижения тарифов. Это проблема, которая выходит за рамки транспорта. Это социальная проблема. Все должны уметь летать».
Несколько месяцев спустя на пресс-конференции он сказал: «Мы стремимся превратить транспортные самолеты в подобие аэробуса». Это было за 36 лет до того, как босс Ryanair Майкл О’Лири сравнил воздушный транспорт с «прославленным автобусным сообщением» в интервью Businessweek.
В СССР количество пассажиров возросло с 8 миллионов в 1958 году до более чем 100 миллионов в 1976 году при общей численности населения около 257 миллионов (по сравнению с примерно 200 миллионами в 1958 году). Рост авиаперевозок шел рука об руку с массовым туризмом.
«В постсталинскую эпоху советский режим хотел предложить населению больше возможностей для отдыха и лучшее качество жизни, — говорит Скотт. «Эти рейсы были направлены на то, чтобы позволить большему количеству людей отправиться в отпуск».
Благодаря заснеженным горам, известной гастрономии и популярным морским курортам на берегу Черного моря, Грузия была популярным местом для советских туристов. Несмотря на небольшой размер кавказской страны — Грузия примерно равна размеру Ирландии — у «Аэрофлота» там было четыре основных аэропорта, связанных с другими советскими республиками, и 14 более мелких.
В 1990 году Аэрофлот вошел в Книгу рекордов Гиннеса как «крупнейшая авиакомпания всех времен» с сетью более миллиона километров внутренних маршрутов, соединяющих 3600 городов и населенных пунктов.
Несмотря на впечатляющую внутрисоветскую мобильность, выехать за пределы СССР было практически невозможно. Все выезды за границу, даже в коммунистические страны Восточной Европы, не входящие в Советский Союз, находились под жестким контролем Коммунистической партии. Эти ограничения привели к таким трагедиям, как неудавшийся захват в 1983 году рейса 6833 Аэрофлота между Тбилиси и Ленинградом (сегодня Санкт-Петербург) семью грузинскими молодыми людьми, которые хотели бежать из СССР. Все они были либо убиты при штурме самолета спецназом, либо после приговора к смертной казни.
Напротив выхода из старого тбилисского аэропорта скульптурная фреска советского периода — дань уважения путешествиям [Жюльен Пебрел/MYOP/Al Jazeera]
От служения до подрыва коммунистической власти
Помимо туризма, внутренние рейсы выполняли и политические функции . Они связывали разные республики с центром власти, облегчали работу госбезопасности, способствовали распространению официальной идеологии на периферию. В 1920-х годах первые воздушные сообщения позволили перевозить печатные формы газеты Коммунистической партии «Правда» по всему Советскому Союзу.
В следующем десятилетии у Аэрофлота была специальная пропагандистская эскадрилья, в состав которой входил самый большой на тот момент в мире самолет, названный в честь писателя Максима Горького. По словам советского журналиста Михаила Кольцова, созданный им самолет был «крылатым агитатором, который принесет культуру, знания, свет и политическую ученость в самые отдаленные уголки страны».
Но власти не предвидели, что подрывные идеи и информация также будут распространяться быстрее.
В 1970-х годах политические диссиденты посещали друг друга и создали транснациональную сеть.
«В 1977 году диссидент Звиад Гамсахурдия [который стал президентом Грузии в 1991–1992 годах] был арестован после того, как Академия наук Грузии опубликовала книгу Александра Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», — говорит Тимоти Бловельт, профессор истории Государственного университета Илии. в Тбилиси. Мемуары, в которых подробно рассказывается о жестоких советских трудовых лагерях, были запрещены в СССР и способствовали упадку коммунистических партий на Западе. «Затем он сам увез копии в Москву и Ленинград самолетом».
Маршруты Аэрофлота также способствовали неформальному экономическому обмену. Действительно, многие грузины обходили коммунистические правила, преследуя свои личные интересы. «Я размышлял», — с гордостью говорит Арчил Дадиани, дружелюбный 53-летний таксист с седыми волосами и проницательными голубыми глазами.
«Спекуляция» была уничижительным термином, используемым советскими властями для характеристики серой или черной рыночной экономики, которая восполняла нехватку потребительских товаров.
Будучи студентом в Твери, городе среднего размера в двух часах езды от Москвы, он много ездил на родину в 1980-е годы. «Перед отъездом из России я покупал одежду и ткани, — говорит он. «Я положил товар в купе поезда при соучастии контролера, и я взял самолет. Потом я забирал их на тбилисском вокзале и продавал. В другом направлении я переправил много алкоголя, но на этот раз на автобусе».
Эта параллельная экономика позволяла студенту получать комфортный доход, который он тратил на поездки и выезды на природу. «Мы не могли инвестировать или покупать недвижимость, — говорит Арчил. «Итак, с моими друзьями мы ходили в бары и рестораны. Или брали горящие билеты, чтобы лететь на черноморские курорты Сочи и Сухуми».
Главным экономическим преимуществом Грузии перед другими советскими республиками был умеренный климат, благоприятствовавший выращиванию винограда, табака, чая и цитрусовых. Популярная в северных городах СССР, эта сельскохозяйственная продукция быстро привлекла интерес ультрамобильных «спекулянтов».
«Можно было, например, отправиться в Тбилиси с чемоданом, полным цветов или мандаринов, чтобы поехать и продавать их в Сибири и таким образом получить немалую прибыль», — говорит профессор истории Бловельт.
Спичечные коробки, которыми до сих пор владеет Хатуна, были созданы для празднования летних Олимпийских игр 1980 года [Жюльен Пебрел/MYOP/Аль-Джазира]
«Золотой век»
Культурный обмен также был облегчен. 93-летний режиссер Лана Гогоберидзе, учившаяся у режиссера Андрея Тарковского, регулярно летала в советскую столицу.
«В то время я была вынуждена ехать в Москву, чтобы присутствовать на конференциях или поддержать свои фильмы перед комитетом цензуры», — говорит она в своей просторной, заставленной книгами квартире, расположенной в модном районе Вера в Тбилиси. «Но мне также нравилось путешествовать, чтобы увидеть своих друзей и насладиться культурной жизнью. Мы часто встречались с другими артистами в подмосковном Доме кино. Это было место, где была настоящая свобода самовыражения, где мы говорили обо всем».
Альтернативная культурная жизнь Грузии также выиграла от близости к Москве. Пионер тбилисской андеграундной рок-сцены 57-летний Ладо Бурдули вспоминает бюджетные поездки с мельчайшими подробностями. «Я проводил время с другими московскими музыкантами, встречался со многими иностранцами и курил много марихуаны».
Спортивные кожаные штаны, конский хвост и крокодилы на ногах, рокер загорается, вспоминая 1980-е, свой «золотой век».
Это было время, когда он ездил в Москву до семи-восьми раз в год, благодаря 19билеты со скидкой в рублях для студентов.
«Я мог летать на вечеринки, когда чувствовал себя подавленным, это было хорошее предложение от советских властей», — шутит он. «Я тоже был влюблен в немку, которая жила в Москве. Когда я пошла к ней, это была двойная радость, потому что она привезла мне из Западного Берлина кассеты с запрещенной музыкой, такой как Cure или The Smiths».
93-летняя режиссер Лана Гогоберидзе регулярно приезжала в Москву с 1950-х по 1980-е годы, время от времени защищая свои фильмы перед цензурным комитетом [Жюльен Пебрел/MYOP/Аль-Джазира]
37-рублевые рейсы подходят к концу
Все закончилось в 1991 году. Этот год ознаменовался распадом Советского Союза и исчезновением 37-рублевых рейсов с реструктуризацией Аэрофлота и приватизацией авиационного сектора . В свою очередь, в России и других новых независимых государствах возникли сотни национальных и региональных авиакомпаний, неофициально называемых «детскими флотами». У многих были плохие показатели безопасности, и они рухнули в течение нескольких месяцев или лет.
С тех пор маршрут Тбилиси-Москва отражал непрекращающуюся российско-грузинскую напряженность, связанную с сепаратистскими конфликтами из-за Абхазии и Южной Осетии, двух самопровозглашенных провинций, расположенных в западной и центральной части Грузии.
Прямые рейсы были впервые отменены в 2006 году на короткий период, а затем в период с 2008 по 2014 год после августовской войны между двумя странами. Президент России Владимир Путин снова запретил все прямые рейсы с июня 2019 года после того, как в Тбилиси вспыхнули ожесточенные антироссийские протесты.
Между тем выражение «37 рублей» так и осталось в обиходе. Для грузин это означает дешевые авиабилеты, путешествия, карьерные возможности и приятное времяпрепровождение в Москве.
Но после «революции роз», с приходом к власти прозападного лидера Михаила Саакашвили в 2004 году, позитивные воспоминания об СССР больше не вписывались в новый национальный нарратив, который в основном фокусировался на жертвах и сопротивлении коммунистическому гнету. Ностальгирующих по дням полетов за 37 рублей быстро заподозрили в пророссийских симпатиях.
В видении Саакашвили «37 рублей», символизирующие стремление к более тесным связям с Москвой, и выбранный геополитический путь на интеграцию в Евросоюз и НАТО исключают друг друга.
Саакашвили упоминал 37 рублевых рейсов во время своего лидерства в выступлениях, в том числе в одном из последних на посту президента в 2013 году. «Для нас политически очень важно, чтобы каждое поколение грузинского общества могло путешествовать в Европу — наш естественный дом… — и мы не плачем по 37-рублевым московским билетам».
Зал вылета тбилисского аэропорта советских времен отведен для президента и официальных лиц. Оно снято из бывшей гостиницы, которую сейчас занимают беженцы из Абхазии [Жюльен Пебрел/MYOP/Аль-Джазира]
Ностальгия по прошлому
Но для Мананы любовь к 37-рублевым билетам связана с ее личными воспоминаниями, а не с политикой . «Мы с друзьями часто вспоминаем наши поездки в Москву. Это ностальгия по нашей молодежи, а не по коммунистической системе», — говорит Манана, которая сожгла свой партийный билет в начале 19-го века.90-е.
Если ностальгия по 37-рублевым рейсам жива, то во многом благодаря контрасту между концом советского периода, когда в Грузии была стабильность и относительное благополучие, и 1990-ми годами, отмеченными вооруженными конфликтами и взрывом преступности и бедности.
«Мой последний полет был в 1993 году», — говорит Манана. «Я поехал в Польшу, чтобы купить основные продукты, такие как масло, макароны, рис или сахар. В Грузии все было по карточкам, и некоторые товары невозможно было найти даже на черном рынке».
Она, как и многие представители последнего советского поколения, не выезжала за пределы Грузии с момента обретения независимости в 1991 году. Wizz Air и ее турецкий конкурент Pegasus, грузинам стало проще путешествовать в Европу.
Берлин, Прага, Амстердам, Барселона и Париж стали новыми любимыми направлениями для молодого поколения грузин, которые могут позволить себе отдых за границей.
Пассажиры сегодня вылетают из нового тбилисского аэропорта, построенного и управляемого турецкой компанией. Он расположен в засушливой степи к юго-востоку от грузинской столицы, всего в нескольких сотнях метров от старого советского терминала, ныне закрытого для публики, а его монументальный сталинский фасад является редким напоминанием о золотом веке Аэрофлота в стране.
» поезд — Сочи, Россия
Новости Сочи 27 июня 2010
26 июня Россия и Абхазия возобновили работу сообщение пассажирского поезда между Адлером, Сочи и Гагрой, Абхазия . Поезд ходит два раза в день – в 7:05 с вокзала Адлера и обратно в 17:57 (17:57) обратно в тот же день. Поездка продолжительностью более двух часов включает в себя две десятиминутные остановки для прохождения паспортного контроля как с российской, так и с абхазской стороны. Пассажиры не покидают поезд для этой процедуры. Ожидается, что в ближайшее время по этому маршруту будет курсировать больше поездов.
Пассажирское железнодорожное сообщение между Сочи и Абхазией действовало в 2003-2004 годах, тогда в каждой поездке путешествовало около 400 человек. Есть надежда, что возобновление движения поезда Сочи-Абхазия поможет разгрузить автомобильные российско-абхазские погранпереходы, которые в последние годы увеличились и достигают 35 тысяч человек в сутки.
Другие новости 23 сентября 2009 г.
После недавнего комментария к посту годичной давности о планах скоростного поезда Москва-Сочи, я решил собрать по крупицам то, что знаю по теме, в пост.
«Сапсан»
- РЖД уже подписали контракт на покупку 8 скоростных поездов (платформа «Сапсан» / Velaro RUS) у Siemens. По ним планируется соединить Москву с Санкт-Петербургом, Нижним Новгородом и, возможно, Сочи.
- Первое коммерческое использование этого поезда запланировано на 18 декабря этого года между Санкт-Петербургом и Москвой.
- Поезда будут ходить по существующим путям, но инфраструктуру придется модернизировать, а планировщики переработать. Эта работа для поездов Мск-СПб завершена.
- 10 тележек, вмещающих около 600 пассажиров
- Техническая возможность 250-330 км/ч, но пока будет работать ~200 км/ч, а вблизи городов и того медленнее.
- Планируется 3 часа 30 минут – 3 часа 45 минут в одну сторону до СПб, 4 часа до Н. Новгорода, 17 часов до Сочи
- Стоимость билетов пока неизвестна, даже на аттракционы Мск-СПб. Но им придется конкурировать с обычными билетами на поезд по 1500-2000 рублей и билетами на самолет ~2000+ рублей.
Каковы шансы Сочи
Судя по статье на rbc.ru, планы звучат солидно.
- 22 сентября 2009 года – буквально вчера – ОАО «РЖД» представило «Сапсан» в Ростове. Почему в Ростове? Наверное потому, что это крупнейший город на юге России, и, может быть, там будет останавливаться поезд(?)
- Тестовые заезды по югу России начнутся 24 сентября – уже завтра – на испытательном полигоне РЖД Белореченская – Майкоп. А скоростной поезд Москва — Сочи должен начать курсировать после завершения испытаний.
Поезд «Сапсан». Источник фото ru_railway
Больше фотографий этого поезда, экстерьера и интерьера, можно найти здесь: community.livejournal.com/ru_railway/